Вы уже много лет ведете этот фестиваль. Как, по вашим наблюдениям, меняется круг интересов студентов? Бросается в глаза, что в конкурсе много картин, основанных на сочувствии - из нашего прокатного кино это качество почти ушло.
Лилия Немченко: Ну, это работа отборщиков. Вы не представляете, какое число пришедших картин вполне созвучны общему циничному настрою. Среди 860 поступивших заявок было очень много откровенно плохого кино. Ничего удивительного: примерно такое же соотношение и во "взрослом" кино. Да, сочувствие и желание понять своего героя сегодня - редкость. Отбирали очень жестко, и в итоге игровой конкурс впервые оказался короче документального. Наш фестиваль - конкурс киношкол, он задуман как диалог мастера и ученика. По студенческим фильмам всегда можно было понять: это мастерская Вадима Абдрашитова, а это - Сергея Соловьева. Мастеров этих уже нет с нами. И хотя пока четко выделяются мастерские Александра Котта, Владимира Хотиненко, Алексея Попогребского, но в целом, увы, наступает пора безликости, уход мастеров очень чувствуется. Упадок профессий виден прежде всего в качестве сценариев - авторы словно живут в безвоздушном пространстве, вне времени и реальности.
В "большом кино" ощущается упадок кинематографических профессий: режиссуры, драматургии, технических, а на самом деле - творческих специальностей: резко упала, например, культура звука, к диалогам впору придавать субтитры.
Лилия Немченко: Так ведь изменилось и отношение к профессиям. Сейчас вообще многие считают - зачем учиться? Мы свадьбы снимаем, корпоративы - и зарабатываем больше вас, профессионалов! Человек еще камеру не умеет держать, а уже звезда интернета, у него свои почитатели и свои амбиции. Это не может не влиять на ситуацию в кино.
То есть кино как способ поделиться наблюдениями и размышлениями заметно хиреет. Тем не менее я у вас посмотрел несколько вполне качественных фильмов - глубоких, хорошо сыгранных. Например, "Робинзон" Марианны Мовсесян из Армении, история охранника некоего жилого района - одинокого, окруженного мониторами и так прожигающего свою единственную жизнь в компании аквариумной рыбки. История о том, как в этом бесцветном царстве появляется луч света. Вроде бы ничего особенного не происходит, но приобретает смысл каждая деталь, и от актеров нельзя оторваться.
Лилия Немченко: Весь фильм в кадре Артем Азарян - актер известный, и он бескорыстно помогает начинающим делать хорошее кино. Вы можете увидеть в студенческих фильмах многих очень хороших артистов. К примеру, Юрия Стоянова и Станислава Дужникова в коротком скетче "Глубокий сосуд" Вадима Плохотникова. В студии звукозаписи режиссер и актер записывают какую-то высокопарную дичь для психотерапевтических роликов…
Очень смешной фильм. Одному надоело читать эту чушь, и он взрывается, другой пытается его урезонить, поработать с интонацией, словно это Чехов. Зримая иллюстрация, в какую халтуру превращается кино, когда сами авторы его презирают. И еще меня поразил фильм Макара Скопина "Бесы: Ставрогин". Абсолютно независимое мышление, рискованный опыт по пересадке героя Достоевского в современность - причем он там смотрится едва ли не более органично. А работа Леонида Саморукова в заглавной роли для меня стала открытием молодого актера.
Лилия Немченко: Скопин, похоже, всерьез взялся за Достоевского, предлагая новые ракурсы: начал с фильма "Бесы. Верховенский". Он из мастерской Андрея Эшпая и Владимира Фенченко. Очень молод - 21 год, и, по-моему, у него хорошие перспективы. Но наш фестиваль начинался как анимационный - ведь на Урале сильная, известная в мире школа анимации. Причем она остается именно школой - со своим почерком и взглядом на жизнь. Я бы обратила внимание в нашей конкурсной программе на фильм Вадима Иванова "Михалыч". Он из авторской серии "Светлые истории" - то есть истории весьма теперь дефицитные.
Да, я его тоже выделил. Очень интересное изобразительное решение: действие происходит в заснеженном заводском поселке, и фигуры персонажей словно вырисованы заводскими дымами. Много смысловых находок: там трамваи ходят по замкнутому кругу - совсем как эта жизнь. И герой, пенсионер в валенках, пробавляется торговлей гаечными ключами и прочим инвентарем. Играет на гармошке и улетает мечтами ввысь с любимой песней "Не хотел бы ты, Ванек, во солдаты…" Но ворона утащила его обед - хлеб с колбасой, он птичке хорошенько вдарил, и события развернулись удивительным образом. Картина о том, что зло рождает зло, а добро примиряет и открывает дорогу добру. Вот уже пара дней прошла, а эти образы стоят перед глазами. Но вернемся к фестивалю - его международный статус сильно пострадал?
Лилия Немченко: Европа и Америка остались в анимационном конкурсе, где и теперь мощная международная программа. А в игровом и документальном кроме России - страны Центральной Азии. У нас крепкие связи с киношколами этого региона, среди давних партнеров - Киргизско-Турецкий университет, три-четыре киношколы в Бишкеке, киношколы в Алматы и в Астане. Хорошие связи с Болгарией, они сохранились и теперь.
Каковы ноу-хау "Кинопробы", ее фирменные блюда?
Лилия Немченко: Прежде всего - конкурс проектов. Холл второго этажа Дома кино превращается в живописное пространство с раскадровками. И установлен спецприз за лучший проект. С этого конкурса начинались карьеры уже многих теперь известных режиссеров. Их путь: призовые места на "Кинопробе" - Союзмультфильм. Большое внимание - просветительским проектам. В этом году - проекты к столетию Петра Тодоровского и Марлена Хуциева, отметим 120-летие автора "Снежной королевы" и "Золотой антилопы" Льва Атаманова и столетие автора "Голубого щенка" Ефима Гамбурга.
На фестивале развернута выставка выдающегося мастера анимации Леонида Шварцмана, создателя визуальных образов Чебурашки, Крокодила Гены, Дяди Степы, 38 попугаев, Котенка по имени Гав и еще многих персонажей, сопровождающих нас с детства и всю жизнь.
Лилия Немченко: Он и сам жил долгой и плодотворной жизнью и умер на 102-м году. В честь его 105-летия издательство Уральского университета выпустило альбом его работ. И мы решили совместить презентацию альбома с его первой в России выставкой. А в конкурсе идет фильм о волшебной стране Шварцмании, где рассказ о времени и о себе ведет как бы сам художник. Картина очень примечательная - это и увлекательный просветительский ликбез для несведущих, и роскошное художественное впечатление от процесса создания всеми любимых персонажей. Редкостно талантливый, теплый фильм Катерины Шаромет о ее земляке-минчанине.
Гран-при XXII:
"Точка-тире", режиссер Калерия Котова.
Лучшая программа киношколы:
Всероссийский государственный университет кинематографии имени Сергея Герасимова.
Лучший игровой дебют:
"Солнце упало и покатилось", режиссер Александра Соколовская.
Лучший неигровой дебют:
"Курьеры Камиллы", режиссер Екатерина Гостева.
Лучший анимационный дебют:
"Феферле", режиссер Алика Хает.
Лучший учебный анимационный фильм:
"Между промежутками", режиссер Мартин Боннин.
Лучший учебный игровой фильм:
"Анна-Максим", режиссер Джонатан Хандельсман.
Лучший учебный неигровой фильм:
"Дом моей матери", режиссер Дарья Гушан.
Приз имени Владимира Макеранца:
"Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе", режиссер Екатерина Шаромет.
Приз Гуманитарного университета:
"Робинзон", режиссер Марианна Мовсесян.
Специальные дипломы жюри: