
В бытность своих занятий боксом Космос довел это техническое действие до автоматизма, повторяя его сотни раз. "Когда раньше смотрел ролики с атакующим дроном, всегда думал, а поможет ли увернуться от него защитная боксерская техника: уклоны, нырки, сайдстепы", - признается морпех. Впрочем, все по порядку.
Когда Космос прибыл в подразделение, командир его спросил: "На гражданке на мотоциклах гонял?" - "Не, я по другой части. Боксом занимался". Замполит, присутствовавший при разговоре, одобрительно кивнул: "Боксеры - смышленые и отбитые парни, сколько их в армии встречал, готовые буквально ко всему".
На первый взгляд такое утверждение могло показаться противоречивым, но Космос доказал, что замполит был прав. За полтора месяца в учебке парень не только научился филигранно водить мотоцикл, но и проявил лидерские качества, за что был назначен старшим группы. Группы штурмовиков на мотоциклах. Ну а свою отбитость, в хорошем смысле слова, он показал на первом же задании.
Задача состояла в том, чтобы окончательно вытеснить украинских солдат за границу Курской области. Оставалось несколько таких "черных пятен", на которых засели и укрепились подразделения ВСУ и к которым сложно было подобраться пехоте из-за плотного контроля вражеских дронов с воздуха.
Первая группа мотоциклистов батальона морской пехоты, используя эффект неожиданности, на всех парах залетела на передовые позиции ВСУ, ошеломив противника. Второй группе, которую возглавил Космос и которая стартовала через некоторое время, повезло меньше. Противник уже знал, что можно ожидать, и приготовился принять мотоциклистов.
Полпути наши парни промчались, словно слаломисты, под плотным артиллерийским и минометным огнем, а потом спешились с вышедшей из строя техники и продолжили путь перебежками. По ходу движения закидали гранатами дзот, из которого велся по ним огонь. Время близилось к закату. Морпехи запрыгнули в глубокий ров и решили в нем переночевать. На утро они увидели впереди голую степь, передвижение по которой грозило крупными неприятностями.
- Я понял, что для нас этот путь может стать дорогой в один конец, - рассказывает Космос. - Но приказ есть приказ. Я вспомнил, как настраивался перед боем в ринге. Прикрыл веки, несколько раз глубоко вздохнул и медленно выдохнул, появилось чувство отрешенности. Страх ушел. Я собрал бойцов и объявил, что мной принято решение идти вперед.
Обычно командир замыкает группу, чтобы в случае чего бойцы не оказались обезглавлены. На этот раз Космосу пришлось идти первым, таким образом показывая пример и прокладывая дальнейший путь. Вот тут-то и случилось событие, которое до сих пор вызывает споры и живо обсуждается в бригаде: а разве так было можно? До лесополосы оставались какие-то пара сотен метров, как вдруг в воздух поднялся "ждун" - украинский FPV-дрон-камикадзе - и направился прямиком на наших парней.
- Я крикнул своим бойцам, чтобы разбегались в разные стороны, а сам стал стрелять в дрон из автомата, переключая внимание на себя, - вспоминает Космос. - Смотрю, действительно, летит прямиком на меня. Тут в моей голове словно щелкает что-то, а дальше все происходило как в замедленной съемке. Я вдруг на мгновение вспомнил, как раньше, когда смотрел ролики с атакующим дроном, всегда думал, а поможет ли увернуться от него защитная боксерская техника: уклоны, нырки, сайдстепы. Вспомнил и то, как наш БПЛА-шник рассказывал, что, когда дрон уже наметился на цель, у него отключается камера и он пару секунд идет по одной траектории. Значит, есть время среагировать...
И тут Космос сделал то, что сотни раз повторял на тренировках: сделал шаг в сторону, провернулся на носке и одновременно развернул туловище. Иначе говоря, сделал классический сайдстеп. Жужжащая машинка пронеслась в десяти сантиметрах от его носа, обдавая пышущим жаром смерти, и взорвалась в десяти метрах, врезавшись в землю. Так же, словно в замедленной съемке, он увидел разлетающиеся осколки от снаряда, металлические раскаленные ошметки которых летели уже в обратную сторону - и снова мимо, но здесь уже без какой-либо его воли.
Звенящая тишина. Подошедшие бойцы. Вопрос: Космос, а что это было? Очнувшийся словно от какого-то транса боксер дает приказ не медля ни секунды бежать в сторону лесополосы. Стремительный бросок - и вот они уже под спасительными кронами деревьев.
Но это был еще далеко не конец испытаний, потому что в этот самый момент их стала накрывать вражеская артиллерия. Прилетел дрон, сделал сброс - посекло ноги Космосу.
Парни рассредоточилась на расстоянии полсотни метров друг от друга и затаились. Космос подал знак не двигаться. Артиллерийские снаряды в шахматном порядке стали уходить вглубь леса - туда, куда должны были пойти бойцы.
- Укропы просто понимали, куда мы должны двигаться, и палили по ходу нашего движения наугад. Обычная тактика. Подождав, когда все стихнет, мы перевязали раны друг друга, вкололи обезбол и двинулись дальше выполнять приказ, - рассказывает Космос. - Наконец дошли до тех позиций, которые должны занять. Оказалось, что к этому моменту они были уже брошены противником. Почему - непонятно. Видимо, думали, что сейчас их здесь будет штурмовать как минимум батальон морпехов, вот и дрогнули, отступив. Потихоньку к нам стали подтягиваться морпехи из других мотогрупп. В итоге нас там собралось полтора десятка человек, и мы стали окапываться.
На этих позициях мотоштурмовиков должна была сменить так называемая группа закрепа. Но из-за плотности огня и господства в небе вражеских дронов она не могла подойти целых десять дней. Все это время парни прятались от БПЛА в выкопанных "норах". Несколько раз вступали в стрелковый бой с вэсэушниками, пытавшимися выбить морпехов с занятой высоты. После первой атаки наши парни заминировали подходы и затем по ночам слушали, как взрывается очередной вражеский лазутчик. Мучались жаждой. Пили сок, собранный с берез, так как вода в пластмассовой таре, сброшенная нашими операторами с квадрокоптеров, просто разбивалась о землю. В один прекрасный день наконец-то пришла подмога, и всех раненых, в том числе Космоса, эвакуировали в госпиталь.
- Хочу передать огромную благодарность нашим преподавателям по тактической медицине, без этих знаний мы бы не смогли выжить в тех условиях, в которых оказались, - уверен Космос. - Ну и, конечно, огромный респект моему тренеру из жигулевской школы бокса Владимиру Есмейкину. Быстрота реакции и хладнокровие в опасных для жизни ситуациях - эти качества, приобретенные на ринге, выручали меня не раз.
- Отдавайте своих сыновей в бокс, - резюмирует присутствовавший при нашем разговоре замполит, форма носа которого, судя по всему, тоже в молодости не была чужда контакта с боксерскими перчатками. - Это вид спорта, который воспитывает настоящий мужской характер. Такие парни, как Космос, не дрогнут ни на тропе войны, ни тем более в темной подворотне.
После лечения в госпитале Космос вернулся в родную бригаду уже на новое место дислокации - в ДНР. После его подвигов в курском приграничье боксера назначили командовать взводом штурмовиков на мотоциклах. Сейчас он готовит новое пополнение для своего подразделения, а уже скоро вместе с ним ринется в очередную атаку на "железных конях". Красноармейск занят, соседний Димитров (Мирноград) надежно блокирован. Открыта дорога на крупный логистический узел ВСУ Доброполье. Своими мыслями он уже там.
Напоследок я поинтересовался у Космоса, каким он видит окончание своей истории в спецоперации. Есть ли у него, как говорят психологи, образ будущего.
- Помнишь, как главный герой фильма "Рокки" Рокки Бальбоа на тренировках вбегал по ступени массивной лестницы, ведущей к главному входу в художественный музей Филадельфии? Потемкинская лестница в Одессе более чем в два раза длиннее. Как-то я представил, что вбегаю по ней наверх и, как Рокки, наверху провожу бой с тенью, - ответил, улыбаясь, мой собеседник. То ли в шутку, то ли всерьез.