
Субмарина погибла осенью 1940 года по неустановленным причинам. На борту в последнем походе находились 55 человек.
Дизель-электрическую торпедную подлодку проекта Д ("Декабрист") заложили в марте 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Событие считалось по меркам эпохи неординарным, в Советском Союзе приступили к созданию современного подводного флота. Первую заклепку лично забил Сергей Киров - глава партийной организации Ленинграда и кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б). На завод прибыло руководство армии и флота. Дело в том, что при создании Военно-морского флота СССР рассматривались разные варианты, включая и вариант ремонта кораблей императорского флота плюс покупка иностранной подводной лодки с целью копирования. Но решили не копировать (справедливо опасаясь, что современную субмарину нам никто не продаст), а создавать и строить свои. Работая над проектом, кораблестроители максимально старались учесть и опыт Первой мировой войны, и результаты эксплуатации подлодок типа "Барс".
Интересная деталь: в разработке "Декабриста" участвовал Александр Гарсоев, это человек-легенда. После окончания физико-математического факультета Московского университета добровольно пошел служить на Российский императорский флот. Прошел путь от юнкера до капитана 2-го ранга. Служил на миноносцах и крейсерах, затем командовал подводными лодками. Осенью 1912 года в чине лейтенанта принял командование субмариной "Минога". Весной 1913 года лодка затонула на глубине 30 метров. Гарсоев отравился парами кислоты и хлора, но спас лодку. Ни один человек из экипажа не погиб. Об офицере гремела слава на всех флотах, о нем слагали песни.
Неудивительно, что первая советская подлодка, созданная такими людьми, оказалась незаурядным кораблем. Длина - 76 метров, ширина - 6,5 метра, подводное водоизмещение - 1354 тонны. Рабочая глубина погружения - 75 метров, предельная - 90 метров. Автономность - 40 суток, в надводном положении при надводной скорости 9,5 узла (17,5 км/час) могла пройти 7 тыс. морских миль. В надводном положении развивала 15,3 узла (28,3 км/час), под водой - 8,9 узла (около 16 км/час). Вооружение: 102-мм и 45-мм орудия, пулемет, шесть носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж - 53 человека.

Назвали в честь восстания декабристов 1825 года. От верфи, где строили "Декабрист", до Сенатской площади, где восстали полки, стараясь сорвать коронацию Николая I, - 12 км по прямой.
В том же году приступили к постройке еще двух однотипных лодок в Ленинграде и трех в Николаеве (для Черноморского флота).
Д-1 спустили на воду в ноябре 1928-го, а через два года ее ввели в состав Балтийского флота. Позже совершила переход в Баренцево море. Во время перехода 21 июля 1933 года в Сорокской губе Белого моря лодку посетил сам Сталин.
До войны субмарина совершала дальние походы, в т.ч. длительностью 120 суток, пройдя 11 000 морских миль. Что требовало от экипажа героизма. Напомню: конструкторы закладывали 40-суточную автономность. Конечно, лодка в походе пополняла запасы, но условия боевой службы экипажа нельзя ни "пополнить", ни улучшить.
Строго говоря, название "Декабрист" из официальной документации после 1934 года убрали, правильное обозначение Д-1. Но по привычке на флоте ее продолжали называть "Декабристом".

Подлодка приняла участие в советско-финской войне. Как ни рвались командир и экипаж в бой, ни торпедных атак, ни артиллерийских боев на ее долю не выпало. Командование флота отмечало эталонную боеготовность, а за 45-суточный боевой поход командир субмарины капитан-лейтенант Федор Ельтищев и два члена экипажа награждены орденами.
"Декабрист" погиб в мирное время: 13 ноября 1940 года во время выполнения учебной задачи в Мотовском заливе Д-1 не вышла на связь. К поисково-спасательной операции привлекли авиацию, корабли и подводные лодки. Нашли только обломки и мазутное пятно. Причина гибели неизвестна. Две версии считались основными: взрыв на борту торпеды или артиллерийского снаряда, или провал на глубину из-за технической неисправности. В районе выполнения задачи глубины доходят до 260 метров, а лодка могла выдержать не больше 90.
Лодку на дне обнаружили только летом 2018 года. Она лежит на глубине 256 м. Ее обследовали с помощью глубоководных телеуправляемых необитаемых аппаратов "Пантера Плюс", но точную причину гибели установить не удалось.
Есть надежда, что нынешняя экспедиция приблизит нас к пониманию того, что и почему произошло 13 ноября 1940 года. Также стоит задача создать 3D-модель первой подводной лодки СССР.
Президент Фонда "Люди моря" Артем Мельников:
- Подводные лодки - это всегда достаточно трагичная и сложная история, потому что, как правило, гибнет весь экипаж, и ты понимаешь, в каких условиях они находились, в каких условиях они служили нашей Родине и погибали. Поэтому это всегда и морально тяжело, но при этом очень ответственно. Офицеры и матросы Д-1 во время боевой подготовки отдали свои жизни. Они прошли советско-финскую войну 1939-1940 гг., командир подлодки был награжден орденом Красного Знамени.
Директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова:
- Мемориальная работа и дань памяти погибшим экипажам - неотъемлемая часть нашей работы. Благодаря совместным усилиям РГО, Фонда "Люди моря" и Военно-морского флота объекты морского наследия России картографируются и обретают цифровых двойников на геоинформационном портале "Россия - от моря до моря". Сейчас там копии уже 11 000 объектов. Мы сохраним это наследие и передадим будущим поколениям, чтобы память о нашем народе никто не мог исказить.