Всего за 7 дней фестиваль посетили более 12 000 зрителей. Было аккредитовано более 840 участников - представители киноиндустрии, СМИ и гости фестиваля. Мероприятия проходили на трех площадках. В программе состоялось 28 событий: показы 8 конкурсных и 11 внеконкурсных фильмов, 6 сессий в рамках деловой программы, а также Кинорынок авторского кино.
Кинофестивалей и премий в стране теперь столько, что ориентироваться в них все труднее. Говоря о "Зимнем", хочется поблагодарить организаторов и подчеркнуть, что на правах сильного они выступают за дружбу между кинофестивалями.
Это началось, еще когда на "Духе огня" в Ханты-Мансийске Петр Шепотинник придумал программу "Жаль, что вас не было с нами" и показал в ней хорошие фильмы, премьеры которых состоялись на других фестивалях. И в этом году программа "Выбор программного директора" на "Зимнем" - очень необходимая. И подчеркнуто значение труда программных директоров, и есть возможность посмотреть картины - хедлайнеры других фестивалей.
Важна программа еще и потому, что ранее в российском кино основные кинохиты года собирались в двух точках - на "Кинотавре" и на "Окне в Европу". Сейчас, если учесть, что еще добавилась программа "Русские премьеры" на ММКФ, мы наблюдаем, как хорошее кино "растеклось" по фестивалям и - соответственно - концентрация снизилась. В программах - от одной до трех стоящих картин, остальные - проходные. И, по сути, чтобы отобрать все лучшее в течение года - нужен еще один фестиваль.
Вернемся к программе "Выбор программного директора". Самое большое удовольствие от всего просмотренного в этом году на "Зимнем" нашему обозревателю доставила лента "Взрослый сын" Ивана Шкундова (конкурс фестиваля "Короче", программный директор Ситора Алиева, приз за лучшую женскую роль получила актриса Дарья Михайлова). О том, что фильм про нее, может сказать и женщина-мама, дети которой уже выросли, и молодая девушка. Потому что в любом возрасте женщина стоит перед одним и тем же выбором.

Коротко о картине: героиня Мария (Дарья Михайлова) вырастила сына и решила заняться своей личной жизнью. Рядом оказался симпатичный мужчина (Владислав Ветров) - интеллигентный и создающий впечатление надежного плеча. Из своей квартиры, где Мария живет с повзрослевшим сыном (Федор Федотов), она переезжает к будущему мужу. И все бы хорошо, но сын того (Кузьма Котрелев) как раз в это время расстался со своей девушкой и вернулся в квартиру отца...
Знаете, что нашего автора больше всего зацепило в этой картине? Не просто то, что она снята молодым режиссером, который сам - возраста сыновей. А то, что женщина "поколения Советского Союза" кинулась бы дипломатничать, спасать отношения между отцом и сыном, наводить мир в семье... А современная героиня, тем более обеспеченная материально и ни от кого не зависящая, действует по принципу Саманты из "Секса в большом городе" (попутно поздравим актрису Ким Кэтрол, которая вышла замуж на прошедшей неделе за красавчика лет на 10 ее моложе). Принцип: "Я тебя люблю, но себя я люблю больше". И такой поворот мог дать только режиссер (он же - сценарист) другого поколения.
Очень хочется рассказать финал и то, как в нем обыгран моющий пылесос, фигурирующий на протяжении всего фильма, но профессиональная этика не позволяет. Пока неизвестно про прокат и выход на стримингах фильма.
Также из просмотренного во внеконкурсных программах "Зимнего" хочется коротко сказать о лентах "Разлогов" Анастасии Разлоговой (фильм открытия) и "Жемчуг" Тины Баркалая (программа "Выбор программного директора", фестиваль "Окно в Европу", программный директор Андрей Апостолов. У фильма Приз зрительских симпатий "Выборгский счет", носящий имя Армена Медведева и Особое упоминание жюри конкурса игрового кино с формулировкой "За соединение миров").
"Разлогов" вызывает хорошие чувства, словно дарит снова общение с Кириллом Эмильевичем, который - увы - ушел из жизни. Сделан фильм с душой - и анимация, и музыка, и документальный материал. Усилилось впечатление еще и тем, что в этом году вышел новый документальный фильм про легендарного сценариста Александра Бородянского, сделанный его дочерью Марией Бородянской. Можно отметить тенденцию: снимается документальное кино о корифеях кинематографа. И это - очень важно.
Фильм "Жемчуг" Тины Баркалая. Больше всего обозревателю "РГ" понравилась в нем... лиса. Потому что именно она показала лишний раз, какой Тина изумительный и тонкий режиссер. По сюжету - в обеспеченную российскую семью (муж (Евгений Цыганов) - член Совета директоров чего-то там, жена - (Светлана Ходченкова) экс-провинциалка с соответствующим вкусом (которая - так получилось - удачно вышла замуж) берут девочку Марту из детдома в Ханты-Мансийске (очень искренняя Дарья Полунеева). В семье уже есть сын-подросток (Федор Кудряшов), который ведет себя так же, как член Совета директоров. А у Марты на родной земле осталась бабушка (Эра Зиганшина играет героиню, которая прошла через советские лагеря, и рассказ про нее перед вступительным титром картины - второе, что больше всего способно зацепить в фильме после лисы). С приходом Марты в доме появляется нечто живое - отсюда и лиса. Но стены, за которыми стоят большие деньги, уже очень холодны, и согреть их нелегко.

В фильме манящая Ирина Пегова, и думающий Сергей Гилев (вспоминается их с Ходченковой дуэт в сериале "Актрисы"), но если выносить ленте вердикт, можно сказать так. "Жемчуг" - это фильм, в котором продюсерский расчет победил режиссерское волеизъявление. Продюсер - Катерина Филиппова - сделала очень важное и непростое дело, создавая совместную картину с Индией - как она сказала со сцены, первую за очень долгое время (в уме держим фильмы Романа Михайлова, но они сделаны без поддержки Минкультуры). Более того - "Жемчуг" - достойный пример работы с регионами - получение гранта от Югры. Но не хватает режиссерской свободы и полета в высказывании.
Кстати, из "Жемчуга" мог бы получиться неплохой российско-индийский сериал. С танцами, все как положено. В прокат картина выйдет 12 марта 2026 года.
Перейдем к конкурсной программе "Зимнего"-2025. Обозреватель "РГ" посмотрела из него четыре картины, то есть половину. Из них разговора о главных призах (как говорится, в предложенных обстоятельствах) достойны были две. "Пастбища богов" Анара Аббасова и "Цинга" Владимира Головнева. Так и получилось, что "Цинга" взяла три приза, по мнению жюри Александра Велединского (Гран-при, за лучший сценарий (Владимир Головнев и Евгений Григорьев) и за лучшую мужскую роль (Никита Ефремов), а у "Пастбища богов" - всего одна награда (список призов фестиваля - в конце этого материала).
Не зря зашел разговор про "Пастбища богов" после того, как выше начался разговор о сериалах. При просмотре этого фильма можно вспомнить целый ряд многосерийных лент от "Игры на выживание" до "Перевала Дятлова".
В новинке рассказана история о том, как группа обеспеченных москвичей приезжает на охоту на козерогов в горы Памира со стороны Таджикистана.
Фильм снят так, что смотреть его можно не отрываясь (оператор - Семен Аманатов). Крючок-клифхэнгер цепляет зрителя с первой же секунды. Сын и отец отправились в горы и вступили в сложные отношения с местными Пэри - духами гор. Далее мы видим, как сын (Сухраб Хайлобеков) вырос и стал гидом. Он не водит в горы охотников, но его поставили перед выбором... Парень еще и влюблен, а такими легко манипулировать.
Далее "Пастбища богов" прекрасно иллюстрируют основную проблему программы фестиваля "Зимний" и не только. Это - просчитанность и предсказуемость. В России научились снимать кино, схемы создания сценариев картин и режиссерского труда - работают. Однако, волшебство и чудо при этом даются авторами тоже в строго просчитанных дозах.
Вкратце о сюжете: в горы идет команда - четыре главных героя и два второстепенных. Угадайте, что случится в первую очередь со второстепенными? Но было бы неправильным не похвалить актрису Надежду Иванову. Ее героиня - охотница с разбитым сердцем - это достойный образ и качественное воплощение.

По главным героям - дуэт Антона Филиппенко и Данилы Якушева достоин премии "Крепкий орешек", если бы таковая была. По технологиям - можно пошутить, что в российском кино есть "Нейробатя" и есть уже "Нейробарс" (хорошо хоть так не назвали фильм). В третьей четверти фильма то, чем он закончится, стало понятно даже детям. Но картина вызвала яркие эмоции зала. Отдельно хочется поздравить продюсера Алека Шахбазяна с дебютом и поддержкой Минкультуры. В прокате зрителям кино должно понравиться, но даты выхода в кинотеатрах пока у картины нет.
Что касается фильма "Цинга" Владимира Головнева, уже после показа многим стало ясно, что это - победитель. На наших глазах совершается второй переход известного документалиста в игровое кино. Первый был - Евгения Григорьева: в этом фильме он - сопродюсер и соавтор сценария. Документальные съемки в картине вызывают восхищение. Место действия - Ямал, пастбища оленеводов, и что только ни вспомнишь, глядя на эти великолепные съемки: от "Как я провел этим летом" до "Кончится лето" и "Выхода" Арбугаевых. С фильмом "Кончится лето" "Цингу" роднит еще и присутствие актера Дмитрия Поднозова. В первом - он - отец, во втором - тоже, но в смысле батюшка. Отец Петр. Действие происходит во время августовского путча 1991 года. Священнослужители в это время отправлялись в дальние регионы с миссией - привлечь к христианству местных жителей.
Вот батюшка (Поднозов) с молодым послушником (Никита Ефремов) приезжают на дальнее пастбище. Священник оставляет послушника, а сам отлучается на несколько дней - у него дела. Главу семьи играет звездный актер якутского кино Георгий Бессонов ("Чума", "Наша зима", "Айта", "Перевал Дятлова"), его молодую красавицу-жену, один взгляд на которую соблазняет, - Евгения Манджиева. Есть еще и старик со старухой. Старик - уже в состоянии близкого перехода в мир иной. Про старуху хорошо сказал внук: "Плохо видит, но хорошо следит". Да, у пары есть сын - этот якутский мальчишка переигрывает в картине всех актеров - ну мы с вами все знаем про детей и животных в кино. Мистика и религия в ленте сплетаются в тугую косу с историей. Попенять фильму можно лишь за излишнюю просчитанность, но, с другой стороны, можно квалифицировать это как профессионализм. Фильм выйдет в прокат 26 февраля. Обратим внимание, что по итогам года даже любопытно, станет ли "Цинга" лучшим авторским фильмом - было немало сильных работ, в частности в программах фестивалей "Маяк" и ММКФ.
Но до подведения общих итогов осталось всего пара недель. Интересно будет сравнить мнения. Напомним, что по итогам голосования премии кинокритиков "Белый слон", которые уже опубликованы, впереди фильмы "Пророк", "Ветер", "Лермонтов" и другие.