
Наше кино на эту прежде запретную территорию ступило в 1997 году в мультике "Рождество". В доступных массам картинках режиссер Михаил Алдашин излагал каноническую историю рождения Сына Божия с симпатичными подробностями.
Потом пришел черед Диккенса. Это он возродил традицию любить друг друга целых две новогодних недели. О нем вспомнил режиссер Леонид Нечаев, знаменитый мюзиклами про Красную Шапочку и Буратино, - он снял музыкальную сказку по рождественской повести "Сверчок за очагом". На этом наш рождественский кинопоток иссяк. Не считать же сюрпризом классическую оперетту "Летучая мышь" о ловушках рождественского маскарада - она была экранизирована Яном Фридом с Людмилой Максаковой, Юрием и Виталием Соломиными в главных ролях в 1978-м. Эта оперетта - пожалуй, лучшее из рождественских блюд для взрослых: брызжущий юмором водевильный сюжет и бессмертная, всегда современная музыка Штрауса.

В мире картин, посвященных Рождеству, снято множество. Напомню два, созданных мастером кинематографических волшебств Робертом Земекисом. "Полярный экспресс" 2004 года: там маленький герой, не веривший в существование Деда Мороза, отправляется на "Полярном экспрессе" во владения Санта Клауса. Это музыкальная анимационная фантазия замечательна технологией ее создания. Артист Том Хэнкс, обвешанный датчиками, в пустой студии проиграл все роли от мальчугана до кондуктора волшебного экспресса и Санта-Клауса. Компьютер фиксировал траектории движения его рук, ног и лицевых мышц. Получились виртуальные куклы, которыми можно было управлять, помещая в самые фантастические ситуации - зрелище феерическое!
Примерно этот же метод усовершенствован в другом фильме Земекиса - "Рождественская история" по сказке Чарльза Диккенса. Там к закоренелому скупердяю Скруджу явились три Призрака Рождества, чтобы напомнить: он не всегда был сквалыгой и верил когда-то в добро. Сыграть Скруджа от мальчика и романтического юноши до бессердечного старика, а также трех Призраков пригласили Джима Керри с его гуттаперчевым лицом. Пролеты над заснеженным викторианским Лондоном впечатляют, контрасты между замороженностью скупердяя и теплым человеческим миром Рождества вполне удались. Шикарный хорально-симфонический саундтрек написал Алан Сильвестри.
Продолжение следует.