Согласно сообщениям китайских СМИ, тест прошел на линии Баошэнь во Внутренней Монголии. Семь грузовых поездов с общей нагрузкой 35 тысяч тонн - в три с половиной раза больше веса Эйфелевой башни - прошли участок дороги на минимально безопасной дистанции друг от друга. Управление осуществлялось по беспроводным сигналам, что позволило поездам ускоряться и тормозить синхронно, без риска столкновения или расцепления.
Система группового управления разработана государственной корпорацией "Чайна Шенхва Энеджи" (China Shenhua Energy) и рядом исследовательских организаций. Она снижает требуемую дистанцию между поездами и уменьшает тормозной путь, что особенно важно для тяжелых составов. В некоторых случаях удается добиваться того, чтобы огромные составы двигались с интервалами лишь 50-100 м, тогда как обычно требовалось до километра.
Китай активно наращивает объемы грузовых перевозок по железным дорогам: в первые три квартала этого года было транспортировано более 3 миллиардов тонн грузов. На фоне роста потребностей строительство новых линий становится слишком затратным, поэтому технологии, увеличивающие пропускную способность существующих путей, считаются особенно перспективными.
Эксперты отмечают, что главная ценность новой технологии в том, что поезда могут идти плотной колонной, но без физического сцепления. Каждый состав "видит" соседний: его скорость, ускорение, торможение. Управление происходит по беспроводным сигналам, поэтому поезда синхронно реагируют на изменения, не допуская столкновений или разрывов колонны. Это позволяет резко сократить дистанцию между тяжелыми составами и создать почти непрерывный поток на существующих рельсах.
До сих пор увеличение грузопотока обычно означало строительство новых линий - долгий и крайне дорогой процесс. Виртуальное сцепление предлагает иной путь: вместо новых путей Китай получает больше перевозимой массы на тех же участках железной дороги. Именно здесь видят возможный прорыв: пассажиру незаметно, но для инфраструктуры это означает рост пропускной способности без миллиардных вложений в бетон и металл. В условиях растущего экспорта и ограниченного пространства для строительства такие решения становятся для страны стратегически важными.