На языке жестов и виртуальной реальности: как "Пятёрочка" улучшает жизнь людей с инвалидностью

Сегодня в России проживает более 11 миллионов человек с ограничениями по здоровью, из них около 800 тысяч - дети. Это огромная цифра в масштабах страны. Помощь таким людям давно стала задачей не только государства, но и крупного бизнеса, который чувствует ответственность и предлагает системную поддержку. Чтобы максимально привлечь внимание общества к проблемам граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и способствовать их активной социальной адаптации, ежегодно с 1 по 10 декабря проходит Всероссийская декада для людей с инвалидностью.
Фото: Из корпоративного архива.

Особенные дети познают мир

Чувство изоляции от мира и внутренние барьеры, возникающие от невозможности быть частью общества наравне с остальными - одно из самых болезненных для людей с ОВЗ. Это касается и особенных детей: они только познают мир, и им требуются хорошие проводники, в том числе цифровые. Именно поэтому так ценны соцпроекты, которые помогают ощутить собственную важность и значимость.

Например, в апреле этого года в России стартовал проект "Виртуальный магазин". К нему присоединились многие некоммерческие организации (НКО) в области инклюзии, школы, реабилитационные центры и интернаты в разных городах РФ. Инициатива была разработана и запущена торговой сетью "Пятёрочка" совместно с компанией VR Inclusion.

Фото: Из корпоративного архива.

"Виртуальный магазин" ориентирован на детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Дети с РАС испытывают трудности во взаимодействии с окружающими. Бытовые задачи оборачиваются для них стрессом, не говоря уже о посещении, скажем, магазина. Чтобы помочь им безопасно и пошагово осваивать поведение в типовых ситуациях, команда "Пятёрочки" совместно с психологами, нейрофизиологами и врачами разработала VR-образовательную среду на основе принципов ABA-терапии.

Уникальный для России проект позволил перевести доказательные подходы к психологической и социальной адаптации, рекомендованные Минздравом РФ, в цифровой формат и сделать их доступными для широкого круга семей. С помощью виртуальной реальности для детей воссоздают торговый зал и проводят с ними уроки по 45 минут. Детям предлагают самостоятельно выбирать продукты для покупки, анализировать цены, контактировать с персоналом, расплачиваться - в том числе на кассах самообслуживания.

Несмотря на игровую форму, первые занятия, как правило, вызывают у детей стресс. В пилотном тестировании приняли участие более 160 школьников, не только с РАС, но и с диабетом и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. До конца курс прошли 85% ребят. На стартовом занятии дети справились с половиной заданий, причем обучающиеся с выраженными поведенческими нарушениями - лишь с каждым десятым заданием. Но уже после завершения обучения у всех участников почти в 2 раза снизились признаки социальной дезадаптации, а доля правильно выполненных заданий выросла до 100%. В итоге дети обрели не только новые социальные навыки, но и уверенность в себе.

"Когда ребенок с РАС начинает верить, что справится с обычными жизненными задачами, - это огромная победа. VR-магазин подарил таким детям безопасный путь к этому опыту, и результаты говорят сами за себя: уверенность растет, стресс уменьшается, навыки закрепляются. Для нашей компании этот проект - способ делать реальное добро, менять детские судьбы и укреплять инклюзию как важную часть нашего развития и нашего характера", - подчеркивает Алина Юхневич, руководитель направления устойчивого развития торговой сети "Пятёрочка".

Фото: Из корпоративного архива.

Проект на деле показал свою эффективность: по итогам 2025 года VR-занятия пройдут более 1200 детей. В среднем каждый ребенок проходит 3-4 занятия, а это 4000-4200 бесплатных виртуальных сессий. Для работы с ними подготовлено более 250 специалистов, в НКО и партнерские организации передано 25 VR-очков.

Сейчас обсуждается перспектива масштабирования проекта и его внедрения в коррекционные школы и специализированные учреждения по всей стране. Пока виртуальные занятия проводятся в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Перми, Пензе и Архангельске, в Кировской области, в Южно-Сахалинске, а также в Красноярском и Краснодарском краях.

Оказавшись в полной темноте

"Виртуальный магазин" - это только один из проектов программы устойчивого развития "Пятёрочка с заботой". Повышение уровня лояльности к людям с ОВЗ - это процесс, требующий времени и усилий, но он необходим. Помогают в этом "Центры местного сообщества" (ЦМС) на базе более 5000 магазинов "Пятёрочка" почти по всей стране.

Например, в ЦМС Нижегородской области провели эксперимент - покупателей временно "ослепили": погрузили в темноту, предложив полагаться только на тактильные ощущения и поддержку сопровождающего сотрудника магазина.

Фото: Из корпоративного архива.

"Многие испытывали удивление от новых впечатлений и отмечали, что впредь будут более внимательными к людям с нарушением зрения", - рассказала директор магазина Елена Хохлова.

"Покупки в темноте" в сопровождении собак-проводников весной в ЦМС провел Клуб владельцев собак-проводников Москвы "Мудрый пес". А ребята из ГБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара" тактильно (с помощью алфавита для глухих и слабослышащих) выкладывали на полки товар: овощи, фрукты и бакалею. В "Пятёрочке" дети познакомились с организацией работы магазина изнутри.

"Для них это не просто интересный досуг, это один из способов полноценно включиться в жизнь общества", - отметила педагог Татьяна Королёва.

Слабослышащим нашли работу

Поддержка не ограничивается только детьми и людьми с нарушением зрения. Инклюзивное трудоустройство - один из ключевых фокусов ESG-стратегии Х5. Сейчас в группе компаний работают около 5000 сотрудников с инвалидностью, 80% из них - в "Пятёрочке". Прошлой осенью торговая сеть сделала следующий шаг и подписала соглашение с Всероссийским обществом глухих (ВОГ). Директора магазинов прошли обучающий курс, а для соискателей открыли должность "продавец продовольственных товаров" с возможностью последующего перевода на кассу.

В сентябре 2025 года массовый наем слабослышащих работников стартовал в 9 регионах - Москве, Подмосковье, Тульской, Калужской, Рязанской, Брянской, Смоленской, Владимирской и Тверской областях. С того момента через "горячую линию" для дальнейшего трудоустройства в сеть обратились более 150 человек, через лэндинг (специализированный сайт для соискателей) - более 30 человек.

Фото: Из корпоративного архива.

Новшеством стало внедрение профориентационных экскурсий. Первая из них прошла в конце ноября в Брянске. Ее посетили шесть человек, которым директор магазина Мария Кадыкова на языке жестов рассказала про особенности работы в ритейле. Соискатели активно задавали вопросы и договорились о сотрудничестве. Партнерами экскурсий выступают региональные отделения ВОГ и Центры занятости. Всего за ноябрь было проведено 6 профориентационных экскурсий для 42 соискателей, из которых более половины заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве.

Изменить прошлое людей с инвалидностью невозможно, но новые технологии дают возможность позитивно влиять на их настоящее и будущее. Адаптировать их к полноценной жизни, чтобы они могли без страха работать, общаться, учиться, выбирать, зайти в магазин, жить самостоятельно, а не быть наблюдателями. И очень хорошо, что сегодня есть те, кто им помогает, как, например, "Пятёрочка", сделавшая выбор в пользу равенства и человечности. Кстати, ритейлер совместно с партнерами, общественниками намерен развивать программы поддержки и расширять их географию, что позволит все большему числу россиян с ОВЗ чувствовать себя увереннее, свободнее и самостоятельнее.

Экономика