
По данным Рязаньстата, за девять месяцев 2025 года производство кондитерских изделий в регионе выросло в 1,8 раза в сравнении с аналогичным периодом 2024-го. Всего тут расположены пять шоколадных фабрик: три - в Касимове ("Верность качеству", "Конфеста" и "Барри Каллебаут НЛ Раша") и две - в Рязани (производство № 2 фабрики "Красный Октябрь" и компания "Юнион", которая помимо производства включает еще и два музея - рязанского леденца и шоколада).
История касимовского шоколада начиналась еще в советские времена: как рассказал "РГ" мэр Касимова Иван Бахилов, в частности, здесь выпускался известный на всю страну зефир в шоколаде. В 1990-е годы на базе этого производства была создана компания "Инфорум", которую в 2019-м купил крупнейший мировой производитель промышленного шоколада и какао-продуктов Barry Callebaut. Кроме того, появились новые фабрики.
В Касимове выпускают продукцию разных ценовых категорий. Так, фабрика "Верность качеству" - производитель премиального шоколада и конфет, она работает практически со всеми крупными торговыми сетями. Оборудование позволяет выпускать широкий ассортимент продукции по оригинальным рецептурам собственной разработки: шоколадные наборы, подарочные корзины, букеты из конфет, фигурки, звездочки, елочки в красочных упаковках.
"Конфеста" специализируется на производстве конфет из шоколадных масс с кремовыми начинками и начинками типа пралине, шоколада и шоколадных батончиков, рассчитанных на покупателя со средним достатком. В ассортименте более 20 наименований, в том числе вафельная трубочка с кремовой, молочно-ореховой и сливочной начинкой "Фрея", линейка шоколада с разными вкусами (особой популярностью пользуется шоколад с тертыми или дроблеными орехами). По итогам 2024 года "Конфеста" вошла в топ-15 лучших брендов кондитерской отрасли России (федеральный рейтинг NTech-500 был составлен в соответствии с целями и задачами нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика", уточнили в региональном агентстве развития бизнеса).
Российская "дочка" мирового производителя шоколада и какао-продуктов "Барри Каллебаут НЛ Раша" - крупнейший в стране производитель индустриального шоколада, шоколадных и кондитерских глазурей и масс. Предприятие производит сырье и полуфабрикаты для других предприятий кондитерской, а также молочной и хлебопекарной отраслей. В числе ее клиентов - такие лидеры российского рынка кондитерских изделий, как "КДВ", "Ферреро Руссия", "Объединенные кондитеры" и другие известные компании. В 2017 году фабрика была удостоена премии правительства России в области качества.
В правительстве Рязанской области отмечают "эффективное использование мер государственной поддержки" фабрик "Верность качеству" и "Конфеста".
Первое предприятие приняло участие в нацпроекте "Производительность труда" с целью оптимизации производства шоколадных конфет "Ассорти" и повысило выработку более чем на 50 процентов. Фабрика провела модернизацию производства с помощью займов по 20 миллионов рублей, полученных в региональном Фонде развития промышленности (ФРП). В частности, на эти средства было реконструировано производственное помещение, закуплена формовочная линия, планируется модернизация отливочной линии.
"Конфеста" также повысила производительность путем участия в профильном федеральном проекте и увеличила выработку на выбранном направлении на 43 процента. В 2023 году фабрике предоставлен заем ФРП Рязанской области в размере 20 миллионов рублей на приобретение оборудования. На полях Петербургского международного экономического форума - 2025 фабрика подписала с правительством Рязанской области соглашение о сотрудничестве для реализации проекта по расширению производственных мощностей (объем инвестиций - 1,2 миллиарда, предполагается создание 100 рабочих мест).
- С 2021 года увеличили объемы производства в три раза. В том числе за счет импорта нашей продукции и увеличения ассортимента, - рассказал "РГ" генеральный директор "Конфесты" Владимир Подшивалкин. - Постоянно достраиваем производственные площадки - примерно по 10 тысяч квадратных метров в год. Закупаем новое оборудование, современные линии. Вспомогательное оборудование в основном отечественное, формовочные линии - итальянские и китайские, упаковка - из Турции и Китая.
Он напомнил про уход с рынка сначала украинских конфет, составлявших конкуренцию нашим в среднем ценовом сегменте, а затем и европейских компаний, в том числе бельгийских производителей шоколада. Освободившиеся ниши заняли российские производители.
В прошлом году произошел резкий рост цен на какао-бобы. Причина, по словам участников рынка, в сокращении производства этой культуры в Кот-д"Ивуаре и Гане, которые являются крупнейшими производителями какао-бобов в мире с долей почти в 70 процентов мирового рынка. Подорожание сырья отразилось на стоимости шоколада. В этой ситуации производителям пришлось искать компромиссы: полностью переложить рост затрат на покупателя - плохой вариант, который привел бы к резкому падению спроса.
Какао в себестоимости шоколада занимает от 25 процентов в молочном, до 50 - в темном и до 70 - в горьком. Есть еще белый шоколад, который не содержит какао, однако его обязательным ингредиентом является какао-масло. Понятно, что более всего подорожал горький шоколад, поэтому на наших прилавках стало больше молочного, долю которого в структуре производства увеличил ряд производителей. Кто-то уменьшил вес и размер упаковок.
- Действительно, на рынке стало больше молочного и белого шоколада, а темного меньше. Мы же пошли по пути увеличения ассортимента. В частности, стали выпускать больше изделий с разнообразными начинками. Начинка ведь дешевле. Так удалось поддержать уровень продаж, - поделился с "РГ" Владимир Подшивалкин.
По данным ассоциации "Руспродсоюз", средние цены на шоколад за прошлый год выросли на 22,7 процента, достигнув в январе 2025 года 1,26 тысячи рублей за килограмм, на шоколадные конфеты - на 11,4 процента (до 954 рублей). В этом году, как говорят эксперты, ситуация стабилизировалась.
"Сладкие" компании весьма успешно развивают экспортное направление. География поставок включает Китай, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Армению, Узбекистан, Киргизию, Иорданию, Сербию. Расширение рынков сбыта в том числе стало результатом участия компаний в международных выставках в России и за рубежом, а также в бизнес-миссиях при содействии Рязанского центра экспорта. По итогам этих мероприятий фабрики заключили около 10 экспортных контрактов.
- В Китай мы поставляем наших изделий порядка 500 тонн в год, - пояснил Владимир Подшивалкин. - Правда, популярность нашего шоколада сыграла злую шутку - в прошлом году появилось много подделок. Это несколько всколыхнуло рынок, он просел. Сейчас подделки с рынка ушли, поставки восстанавливаются.
В правительстве региона уверили в дальнейшей поддержке кондитерских предприятий, заявив, что "их изделия уже стали одной из визитных карточек региона, которая делает Рязанскую область еще более привлекательной для гостей".
Как бы ни хотелось сказать, что Касимов "весь в шоколаде", все же до этого далеко - проблем в городе немало. Впрочем, по словам мэра Ивана Бахилова, шоколадные фабрики принимают участие в их решении. Та же "Конфеста", поддерживает местный футбольный клуб, отзывается на просьбы бюджетных учреждений, украшает город к новогодним праздникам. "Верность качеству" облагородила в одном из микрорайонов пруд, благоустроила сквер, в следующем году планирует сделать детскую площадку. Профинансировала строительство спортивной площадки и компания "Барри Каллебаут НЛ Раша". Как считает Владимир Подшивалкин, от такого взаимодействия "получается хорошая синергия".
Тем временем
Сегодня российский рынок кондитерских изделий, по свидетельству экспертов, преимущественно наполнен продукцией отечественных производителей. По оценкам аналитической компании BusinesStat, за 2023-2024 годы производство шоколада и какао-продуктов в России увеличилось на восемь процентов по отношению к 2022 году и в 2024 году составило 1,35 миллиона тонн. Участники рынка объясняют рост выпуска оживлением спроса на продукцию на внутреннем рынке: вследствие ограниченной доступности импорта российские потребители перешли на отечественные лакомства, в ответ на что производители расширяли мощности и ассортимент. Так, по данным BusinesStat, доля импорта в Россию от продаж внутри страны шоколада и какао-продуктов в прошлом году составляла всего девять процентов.