Сколько на самом деле зарабатывают курьеры службы доставки

Работа непростая, но хорошо оплачиваемая… Такое мнение сложилось у многих об услугах доставки, ведь сайты поиска персонала пестрят вакансиями курьеров с доходом свыше 100 и даже 150 тысяч рублей в месяц. Однако те, кто уже поработал доставщиком, советуют учесть все нюансы подобных предложений, а их, как правило, довольно много.
Уровень дохода доставщиков в основном зависит от способа передвижения по городу.
Уровень дохода доставщиков в основном зависит от способа передвижения по городу. / Татьяна Андреева/РГ

Пешком по городу

В Перми, по данным одного из игроков рынка, более 25 процентов молодых людей подрабатывают курьерами. Краевая столица входит в топ-3 городов-миллионников по проценту занятости молодежи в подобных службах. Правда, и людей зрелого и даже пожилого возраста в сфере логистики сегодня немало, что свидетельствует о хорошей мотивации со стороны работодателей, а также об относительной простоте трудоустройства - необходимо лишь установить на смартфоне специальную программу и пройти процедуру регистрации, после чего можно сразу приступать к выполнению заданий.

В своих рассказах посыльные называют самые разные суммы дохода: одни считают гроши и сразу уходят, другие трудятся годами и хорошо зарабатывают. При этом главную роль играет способ перемещения. Если пешком - много не "поднять": стоимость доставки одного заказа невелика и у маркетплейсов, и у заведений общепита, а потратить на него придется не менее 30-40 минут.

Пешими курьерами в большинстве случаев становятся студенты и старшеклассники, которые на многое не рассчитывают, - как правило, их вознаграждение 150-200 рублей в час. Передвигаться на своих двоих по большому городу не хватит сил даже у спортсменов, поэтому рабочий день у таких работников длится не более четырех часов. В результате за семь-восемь заказов им полагается 800-1000 рублей.

Всадники логистики

Чаще всего на улицах мы видим курьеров на велосипедах или электросамокатах. Это недорогой и доступный вид транспорта, и его использование поощряют работодатели. Доставщикам предлагают скидки на покупку двухколесных коней или дают возможность арендовать их по льготной цене. Ежемесячные затраты на эксплуатацию взятой напрокат техники составляют около 10 тысяч рублей, при этом существенно увеличивается скорость транспортировки, а значит, и доход.

Одни курьеры считают гроши и сразу уходят, другие трудятся годами и хорошо зарабатывают

- Привожу заказ примерно за 20 минут: увидел его в мобильном приложении, доехал до пункта выдачи, подождал передачи и добрался до дома клиента, - рассказывает Дмитрий. - Перемещаюсь на велосипеде, но мои коллеги зарабатывают гораздо больше на электросамокатах. Они монтируют на СИМ специальные держатели, чтобы брать сразу несколько посылок, оформленных как мультизаказ. Можно попробовать сделать подобное на велосипеде, но зимой на нем сложно ездить. Да и людей жалко: выдают тебе, допустим, шаурму, а если мультизаказ большой, она доедет до потребителя холодной и раскисшей.

100 килограммов груза

Элита доставки - курьеры на автомобилях. Они чаще всего сотрудничают с маркетплейсами, клиенты которых ждут тяжелые и объемные заказы.

- Меня интересуют заказы от 400-450 рублей, а это, как правило, 100-150 килограммов груза, на перемещение уходит 20-30 минут, - рассказал Сергей, разъезжающий на внедорожнике. - Недавно доставил на объект, где идет ремонт, семь ящиков напольной плитки. Встретили хорошо, даже помогли разгрузить. А в прошлые выходные вышла осечка - мне выдали 89 наборов для рисования в коробках общим весом около 100 килограммов, но клиент заявил, что не готов принять заказ, поскольку в воскресенье отдыхает. Пришлось сдать его обратно в ПВЗ. Обычно удается заработать 500-600 рублей в час, но из общей суммы нужно вычесть расходы на бензин и амортизацию автомобиля, а также учесть наличие заказов - объемные грузы в пермских ПВЗ попадаются нечасто.

Еще выше уровень у владельцев фургонов и грузовиков, но их нельзя назвать курьерами в привычном понимании - они развозят грузы из логистических центров крупных торговых сетей и маркетплейсов в магазины и ПВЗ, а не конечным потребителям.

Бонусы воодушевляют

Доход курьера во многом зависит и от различных бонусов работодателя. Прибавку к базовой ставке обычно дают за сложность и скорость доставки. Стоимость услуг растет, например, в плохую погоду, выходные и праздничные дни, когда сотрудников, готовых трудиться, становится меньше. Еще один повод для бонуса - резкое увеличение количества заказов. Такая ситуация наблюдается в обеденное время, когда в офисы заказывают еду. Кроме того, важен район: чем ближе к окраине - тем меньше вознаграждение. Правда, в центре города придется раскошелиться в том числе на оплату парковки.

Резюмируя вышесказанное, сделаем вывод: информация о высокой зарплате курьеров не всегда достоверна, зачастую она складывается с учетом максимальных коэффициентов, положенных сотрудникам только при определенном стечении обстоятельств. При этом крупная сумма, указанная в вакансии, - результат ежедневной работы по 12 и более часов. На такой трудовой подвиг способен далеко не каждый. Поэтому размер оплаты лучше привязывать ко времени работы. В Перми это в среднем 300-400 рублей в час, что при учете стандартного восьмичасового рабочего дня соответствует 65-70 тысяч рублей в месяц.