
Не все пошло сегодня гладко: увеличилась скорость дрейфа, трос начало затягивать под корму (тяжелое оборудование для взятия проб грунта находится на палубе НЭС "Северный полюс").
А теперь отвечаю на вопрос, зачем мы здесь? Северный Ледовитый океан - ключ к пониманию многих природных процессов, происходящих в Северном полушарии. Главные люди здесь, конечно, метеорологи, аэрологи и океанологи, их наблюдения имеют не только научное, но и практическое значение. Ведь Арктика - это кухня погоды.
Геология полярных областей до недавнего времени была областью исключительно научных интересов, хотя Северный Ледовитый - уникальный по геологическому строению и самый малоизученный в силу труднодоступности океан на планете. Молодой глубоководный бассейн, окруженный древними мелководными шельфовыми морями, где на очень небольшой площади сконцентрировано большое разнообразие разновозрастных и разнохарактерных геологических структур, в том числе активных.
При этом до сих пор изученность нашего океана весьма невелика. Только в начале XXI века, когда прибрежные государства - Россия, Канада, США, Дания и Норвегия - провели исследования по подготовке заявок на расширение внешней границы континентального шельфа в Арктическом бассейне, резко активизировались работы по геологическому изучению океана.
За последние 25 лет выполнен большой объем геофизических исследований, но объем прямых геологических исследований незначителен, и геологическая изученность остается крайне низкой. Прямых геологических данных мало, они разрознены, не хватает комплексных исследований, в том числе набортных (некоторые виды анализов необходимо проводить сразу же, на месте, непосредственно после извлечения осадка).
В рамках экспедиции "Северный полюс - 42" планируется проведение литологических, палеомагнитных, споро-пыльцевых, газо-геохимических исследований донных осадков, а также петрографическое изучение горных пород в центральном Арктическом бассейне по маршруту нашего свободного дрейфа. Для этого необходимо получить так называемый представительный разрез донных осадков на пути дрейфа.
Ура! С пробоотбором все получилось хорошо! Разбираем, фотографируем, отбираем образцы. Закончили ближе к ночи. На материке бы сказали: ненормированный рабочий день.
Уточню: некоторые образцы, в том числе на газовый анализ, на анализ поровых вод (вод, насыщающих поры горных пород), органики, нужно отбирать очень быстро, сразу после извлечения осадка. Газы и поровые воды Сергей Малышев анализирует прямо на борту судна, а на геохимию отправляем в глубокую заморозку.
Пробоотбор идет уже три дня подряд. На морозе. Переохладилась. Проспала до обеда и не смогла встать: знобит. Остаток дня провела в постели, обложившись подушками и под тремя одеялами. Выпила очень много горячего чая и читала книжки. Утром я должна, обязана встать здоровой. Здесь нельзя болеть. То есть не так чтобы совсем. У нас есть и медсанчасть, и врач. Но, если заболеешь, понимаешь, что из-за тебя будут тормозиться работы.
Кстати, о чтении. На борту "Северного полюса" есть большая подборка электронных книг, а также комната-библиотека, открытая круглосуточно. Так что, если вдруг не спится, можешь заявиться за книгой и в два часа ночи. Библиотека пополняется изданиями, которые привозят с собой прибывающие. Это всего второй рейс "Северного полюса", поэтому библиотека пока не очень большая. Год назад, когда я заезжала на СП - набрала с собой пару коробок книг. Большинство после прочтения относила в библиотеку, иногда там что-то брала. Очень люблю посидеть именно с бумажной книгой, особенно когда болею.
А океанологи с утра бросают "розетту", которая способна брать пробы воды с разных уровней. Слышу их переговоры по рации. Она включена круглосуточно - и в лаборатории, и в каюте, практически всегда хожу с ней. Только в каюте ставлю на подзарядку. Поэтому я всегда в курсе, что происходит на СП-42 - кто пошел на лед, кто вернулся. И обязательно услышишь крайне важное предупреждение о появлении хозяина Арктики - белого медведя.
Утром проснулась: вроде бы здорова! Но до обеда осталась все-таки работать в каюте - накопилось много бумажных дел. После обеда - обязательно нужно уже в лабораторию.
Девушки-биологи бросают сегодня бентосную драгу (бентос - организмы, которые живут на грунте и внутри него), наши парни - геологи им помогают с укладкой троса. Драга легкая - ее опускают к поверхности дна, и она собирает бентос в придонном осадке. Я подойду позже, после разбора того, что поймали. Вместе с бентосом в сеть попадают и минеральные частицы - очень мелкие обломки пород. И это тоже очень ценный материал для изучения.
Вечером на собрании обсуждали подготовку к Новому году. Одно из предложений - построить ледяную горку и покататься перед праздником. А еще мы все-таки хотим поиграть в футбол. Да, полярная ночь. Но ведь можно и при свете прожекторов.
На следующий день вечером отмечали день рождения одного из полярников. Вечерние посиделки традиционно закончились танцами, но недолго, к полуночи разошлись. Завтра снова пробоотбор.
Продолжение следует.
Подготовила Татьяна Тюменева
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс - 42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.