В документе отражены ключевые изменения в секторе и результаты мер поддержки с 2019 года по первое полугодие 2025-го, а также обозначены ориентиры и новые решения, которые будут определять динамику малого бизнеса до 2030 года. Отдельно рассматриваются роль региональной инфраструктуры и лучшие практики, а также площадки для диалога.
За последние пять лет в этой сфере отмечается рост. Если малый бизнес количественно прибавил только на один процент, то средних предприятий стало почти на четверть больше. 36 процентов всех коммерческих организаций занимаются торговлей. В микропредприятиях в среднем трудоустроено по пять человек, в малых - 34, в средних - 121. Годовой доход в этих компаниях составляет соответственно 13, 226 и 987 миллионов рублей. В отраслях, формирующих экономику предложения, месячная зарплата равна 68 тысячам рублей.
Всего в этом секторе экономики заняты 29,3 миллиона человек. Наибольший прирост числа работников МСП за пять лет (285 процентов) продемонстрировала Калмыкия. В 2024 году по сравнению с 2019-м совокупный доход фирм вырос на 95 процентов. Впрочем, держим в уме и инфляцию. Объем уплаченных налогов и страховых взносов в прошлом году - 10,8 триллиона рублей. Сумма предоставленных кредитов - 17,1 триллиона. Активнее всего ссужали деньгами торговые предприятия.
К сожалению, количество технологических компаний остается крайне малым - всего 0,1 процента от общей численности субъектов экономической деятельности. А ведь их средний доход за год составил 148 миллионов рублей, в шесть раз больше, чем в среднем на одну малую или среднюю фирму в целом в РФ (23,8 миллиона). Налогов и страховых взносов такая организация платит более 24 миллионов рублей - в 15 раз больше, чем среднестатистический субъект МСП.
Среди лучших региональных практик поддержки женского предпринимательства составители доклада указали пятидневный выездной интенсив "Мама на селе" для женщин с детьми, развивающих бизнес в сельской местности в Краснодарском крае. Его участницы изучают правовые и налоговые аспекты, осваивают навыки публичных выступлений. Под руководством наставников они разрабатывают бизнес-идеи. По завершении программы происходит защита проектов перед экспертами. Автор лучшего бизнес-плана получает грант на развитие дела.
Не менее эффективно на Кубани помогают креативным индустриям. Однодневный фестиваль брендов направлен на продвижение местных компаний по производству одежды и аксессуаров. Формат мероприятия включает выставку-продажу, деловую часть и показ мод.
Разумеется, в сфере гостеприимства южане не могли остаться в стороне. Здесь заслужила внимания информационная система "Туристическая платформа Астраханской области", рассказывающая о маршрутах, турах, объектах размещения, ресторанах, культурных достопримечательностях и сувенирной продукции от локальных брендов.
В Крыму есть акселератор предпринимательских проектов "Фабрика туризма". Это образовательная программа, в которую входят мастер-классы, семинары, стратегические сессии и выездные занятия, на которых участники знакомятся с опытом успешных предприятий, работающих в экскурсионном сегменте.
- В республике ведется реестр туристских ресурсов, в который включено 194 достопримечательности. С 2014 года было открыто 111 новых объектов, 34 из них прошли модернизацию. Мы видим, как повышается качество сервиса, - сказал председатель Совета министров Крыма Юрий Гоцанюк.
Выделили также ростовскую программу "Донской бренд" как пример удачной работы с муниципалитетами. Речь о комплексе мер поддержки для товаропроизводителей, которые выпускают продукцию под собственным брендом: микрофинансовые и гарантийные спецпродукты, лизинг, акселератор "Мой бизнес. Бренд", онлайн-курс "Маркетплейсы - практикум", бесплатное размещение на ярмарке-фестивале донских брендов.
В Астраханской области с 2016 года действует "Бизнес-неотложка" - выездные консультации для предпринимателей. В состав мобильной группы входят специалисты регионального и муниципального уровня, центра "Мой бизнес", Корпорации развития, Астраханского фонда поддержки МСП и налоговой службы. Экономическое просвещение очень востребовано теми, кто находится далеко от областного центра.
Татьяна Илюшникова, замминистра экономического развития России:
- Новый доклад отражает, как развивался малый и средний бизнес за последние шесть лет, а также первые результаты национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". В нем собраны основные показатели развития МСП, итоги поддержки приоритетных групп предпринимателей, работа региональной инфраструктуры, лучшие практики, площадки для обмена опытом и инструменты других ведомств. Также показаны изменения в регуляторной среде и новые подходы в управлении и информационной поддержке МСП.