


Сто пять лет назад, 11 декабря 1920 года, при Наркомате просвещения БССР была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Комиссия создавалась на основе уже существующего опыта РСФСР, а белорусская советская власть была решительно настроена на то, чтобы в короткие сроки искоренить не только неграмотность, но и малограмотность.
Работы по линии белорусского ликбеза (сокращенный вариант словосочетания "ликвидация безграмотности" прочно вошел в быт советских граждан) был непочатый край. Нужно было преодолевать массовую неграмотность крестьян. В Российской империи тоже были планы ввести всеобщее начальное образование: правительство Петра Столыпина относило их реализацию к 1919 году. Помешали не только Первая мировая и Гражданская войны: у самодержавной власти не было денег на массовое обучение грамоте. Большевики же такие средства попытались изыскать, и борьбу с неграмотностью и малограмотностью неутомимо продвигал Наркомат просвещения РСФСР во главе с Анатолием Луначарским. В 1919 году на нужды образования в охваченной Гражданской войной Советской России выделили 11,6 процента всех расходов бюджета.
Российский опыт, подкрепленный декретами Совнаркома от 26 декабря 1919 г. "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" и от 19 июля 1920 года о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, с конца 1920 года распространился и на Советскую Беларусь. Создание чрезвычайной комиссии по ликбезу стало следствием организации Наркомата просвещения в провозглашенной 31 июля 1920 года Белорусской Советской Социалистической Республике, состоявшей до укрупнений 1924 и 1926 года из нескольких уездов бывшей Минской губернии. Работу по борьбе с неграмотностью возглавил энергичный белорусский нарком просвещения Всеволод Игнатовский, соответствующие комиссии создавались и на уровне уездов и волостей. В Витебской и Гомельской губерниях до их присоединения к БССР ликбезом занимались по планам Наркомпроса РСФСР, в Витебске и Гомеле в придачу к Губчека, боровшейся с врагами большевиков, появились Губграмчека с борцами за грамотность.
Общий итог масштабной борьбы за ликбез в белорусских условиях был сугубо положительным. Уже в 1930 году БССР первой из всех советских республик отчиталась о ликвидации неграмотности. Правда, и после этой победной реляции реальные неграмотные среди взрослого населения продолжали существовать, но число их было невелико. Всеобщее четырехлетнее начальное обучение в том же 1930 году стало обязательным для всех советских детей от 8 до 15 лет.
Куда сложнее было искоренить неграмотность и малограмотность в крестьянской среде, тем более что и педагогические методы в первые годы советской власти часто бывали весьма специфическими, они хорошо представлены в известном фильме "Республика ШКИД". Широко использовалась очень простая тактика "Грамотный, обучи неграмотного". Все грамотные при этом гордо объявлялись "культармейцами". Там, где позволяли финансовые условия, учреждались ликпункты - специальные школы для взрослых, посещение которых объявлялось обязательным. Учитель ликпункта именовался ликвидатором. В идеале учащиеся ликпунктов в рабочие дни должны были освобождаться от работы на два часа с сохранением зарплаты.
Обучение посредством ликпунктов предполагало постижение азов чтения и письма, арифметики с умением писать целые числа и обязательное идейно-политическое просвещение. При нехватке в начале 1920-х годов учебных пособий идейное просвещение часто занимало первое место. В частности, в Витебской губернии применяли хитрый метод обучения чтению по газетам взамен хрестоматии, а изучая арифметику, ликпунктовцы высчитывали, сколько лет исполнилось вождям революции товарищам Ленину, Троцкому и Зиновьеву. В 1925/1926 учебном году в 404 ликпунктах БССР обучалось грамоте 41 528 человек.
Со временем, помимо ликпунктов, появились и другие формы обучения взрослых - школы для малограмотных, курсы, рабфаки. Первый рабфак (рабочий факультет) появился в Минске в 1921 году при только что созданном Белорусском государственном университете, а в 1930-м рабфаков было уже 12 с 2176 студентами.
Дело ликбеза продвигалось с переменным успехом. Так, в 1922 г. вслед за введением нэпа существенно сократились расходы бюджета на образование, а вслед за этим снизилось и число ликпунктов. Но уже вскоре, когда начали практически реализовываться решения XII съезда РКП(б) об образовании на родном языке, бюджетные ассигнования на нужды образования в БССР значительно выросли, появились и новые возможности для борьбы за преодоление неграмотности и малограмотности. В помощь усилиям Наркомпроса БССР в 1924 году были созданы первые ячейки "Долой неграмотность", которые 14 мая 1926 года были объединены в общество "Долой неграмотность". Общество изначально было массовым - в том же 1926-м в БССР работало 1036 ячеек "Долой неграмотность", в которых состояло 27 190 человек. При населении без малого в 5 миллионов человек, зафиксированном переписью того же 1926 года, число борцов за ликбез было весьма внушительным.
Главное в деятельности разнообразных комиссий, ликпунктов, школ и рабфаков было достигнуто: политика ликбеза привела к быстрому и неуклонному росту грамотности. Беларусь оказалась в первых рядах борьбы за грамотность на союзном уровне.
