Речь о ситуациях, когда некое лицо, контролирующее обанкроченную компанию, претендует на часть имущества данной компании. Причины - долги. Напомним, что в рамках процедуры банкротства изучается, каким имуществом владеет компания, можно ли за счет имущества погасить хоть какие-то долги.
Как рассказал "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, проект постановления пленума Верховного суда РФ подготовлен в целях единообразного применения судами положений закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся установления требований контролирующих должника лиц и аффилированных лиц должника.
"Институт банкротства является правовым механизмом, направленным на восстановление платежеспособности находящегося в тяжелом финансовом положении должника либо на ликвидацию его имущественной массы посредством эффективной продажи активов в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов", - отметил председатель правления АЮР.
Он добавил, что в ходе процедуры банкротства также выявляются активы юрлица, которые можно направить на погашение долгов. Реестр требований кредиторов формируется на основе принципа очередности, предполагающего учет степени значимости подлежащих защите интересов конкретной группы кредиторов.
Как разъясняет проект постановления пленума, в качестве приоритетных выступают требования, обладающие социальной значимостью, например о возмещении вреда жизни и здоровью - первая очередь. Во вторую очередь включаются требования о выплате выходных пособий или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Иные требования по общему правилу удовлетворяются в составе третьей очереди. При этом законодатель выделяет случаи, при которых очередность удовлетворения определенных требований понижается.
"Очередность удовлетворения требований контролирующего или аффилированного лица в правоотношении с должником определяется исходя из существа обязательства, оснований и обстоятельств его возникновения. Проект разъясняет, кого считать контролирующими должника лицами и аффилированными лицами", - подчеркнул Владимир Груздев.
Также даются пояснения по другим важным для практики вопросам.
Например, как сказано в проекте, если степень полученного контроля над деятельностью должника фактически привела к тому, что кредитор заместил контролирующих лиц (действовал с указанными лицами совместно) и получил возможность извлекать прибыль от бизнеса должника, суд вправе признать такого кредитора контролирующим лицом, предоставившим компенсационное финансирование. В частности, это может выражаться в заключении по указанию кредитора на заведомо невыгодных для должника условиях сделок с активами должника, фактическим выгодоприобретателем по которым является кредитор.
Другой пример, который приводится в проекте, говорит о получении дивидендов посредством направления получаемой должником (либо лицом, являющимся выгодоприобретателем от деятельности должника) прибыли не на погашение займа, а на ее распределение в пользу кредитора как контролирующего лица.
"Разъяснения пленума Верховного суда России позволят усовершенствовать судебную практику", - резюмировал председатель правления АЮР.
Проект после обсуждения на заседании пленума, прошедшего под руководством председателя Верховного суда России Игоря Краснова, был отправлен на доработку.