Ярославский музей провел фотофиксацию фресок времен Ивана Грозного

Изучение ярославских фресок показало, что мы многого не знаем об искусстве времен Ивана Грозного.
Фрагмент фрески "Преображение Господне".
Фрагмент фрески "Преображение Господне". / Ярославский музей-заповедник

Ярославский музей-заповедник завершил фотофиксацию фресок Спасо-Преображенского собора. В дальнейшем они будут размещены на специальном цифровом ресурсе.

Собор в Ярославле был построен при великом князе Василии III. Фрески на стенах создавались здесь во время правления его сына, Ивана Грозного, в 1563-1564 годах. Тогда сюжеты картин соответствовали идее "Москва - третий Рим", когда русское государство было провозглашено единственным оплотом православной веры.

Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле - единственный на сегодня памятник монументальной живописи эпохи Ивана Грозного. Расписывали стены храма московские мастера "Ларион Леонтьев сын, Федор и Третьяк Никитины дети, да ярославцы Дементий и Афанасий Сидоровы дети". Свои имена они оставили на одном из столпов собора.

В рамках президентского гранта в Ярославле реализуется мультимедийный проект "Полная публикация монументальной живописи Спасо-Преображенского собора, 1563-1564 годы". На фотофиксацию фресок из федерального бюджета был выделен один миллион рублей, еще 300 тысяч добавили из средств музея.

Автор проекта, заместитель директора Ярославского музея-заповедника по научной работе Светлана Блажевская отметила, что впервые стенопись собора была полностью отснята и оцифрована.

- Фотографии, которые 20 лет назад были сделаны, не передают этих ликов, их экспрессии, необыкновенного содержания фресок. Съемка позволила увидеть подробности. Мы даже не предполагали, какого уровня эта живопись! Абсолютно уникальное художественное произведение, которое не с чем сравнить, - не скрывает эмоций Блажевская.

3D-сканирование фресок выполнили профессиональные фотографы, имеющие опыт съемки монументальной живописи в храмах Московского кремля. Чтобы сфотографировать каждый участок росписи, включая барабаны собора, нужно было строить леса, а также использовать специальные осветительные приборы и штативы длиной до 15 метров. Кроме того, перед съемкой пришлось бережно очистить всю поверхность стен собора от пыли и паутины.

- Посмотрев получившийся результат, мы просто ахнули! Стенопись собора отличают тонкая работа, внимание к деталям и индивидуальность портретов изображенных святых. Если мы возьмем храмы, расписанные в следующем столетии, то эта индивидуальность уже уступит место определенной шаблонности. А фрески Спасо-Преображенского собора показали, как мало мы знаем о русском искусстве времен Ивана Грозного, - отметила Светлана Блажевская.

В ближайшей перспективе будет создан специальный цифровой ресурс, на котором разместят полные схемы росписей, описания их сюжетов и необходимые научные комментарии.

- Мы используем материалы, которые собирали с 1950-х годов, - схемы и планы собора. На эту основу нанизываем новые съемки. В итоге посетитель на сенсорном экране сможет рассмотреть фрагмент росписи, узнать, где он расположен, как называется и кто на нем изображен, - рассказала Светлана Блажевская.

Специальную тач-панель установят внутри Спасо-Преображенского собора для свободного доступа.