На предприятиях Челябинской области за два года побывали 140 тысяч туристов

За два последних года предприятия Челябинской области посетило более 140 тысяч экскурсантов. Насколько перспективна эта форма продвижения, какие выгоды она несет участникам программы и как к возрастающему потоку гостей относятся на производстве?
Чтобы молодежь не боялась работы на заводе, нужно показывать ей современные цеха - чистые и автоматизированные.
Чтобы молодежь не боялась работы на заводе, нужно показывать ей современные цеха - чистые и автоматизированные. / Татьяна Андреева/РГ

По словам руководителя проектного офиса по промышленному туризму АНО "Центр проектного развития" Анны Калачевой, интерес к внутреннему туризму и его промышленной составляющей растет и у гостей, и у самого бизнеса. За последние три года число предприятий, присоединившихся к региональной программе, увеличилось в семь раз - до 54. К промышленным гигантам присоединяются малые и средние предприятия - производители крафтовых продуктов питания, частные кузницы и небольшие гончарные мастерские, которые успешно привлекают на свои площадки семейную аудиторию.

- Организация туров помогает им решить три ключевые задачи. Во-первых, это ранняя профориентация, возможность выращивать нужных специалистов со школьной скамьи. Второе - экологическое просвещение: очень важно показать, как меняется облик социально ответственного бизнеса, развеять мифы о дымящих трубах и грязных цехах. А третья - продвижение продукции и увеличение продаж, - рассуждает Калачева. - Для малого бизнеса организация экскурсий уже приносит заметную прибыль. Побывав на производстве, туристы покупают памятные сувениры и участвуют в продвижении локальных брендов.

В течение недели на предложение о трудоустройстве откликнулись 30 побывавших на предприятии студентов, готовых совместить работу с учебой

С чего начинали в регионе, на одной из сессий Челябинского промышленного форума рассказали представители Магнитогорского меткомбината, где одними из первых в стране еще в 2018 году открыли двери не только для бизнес-делегаций, но и для обычных туристов. За это время на предприятии побывали 75 тысяч гостей, 29 тысяч из них - дети. Из восьми разработанных экскурсий часть предназначена специально для категорий "6+" и "8+", а одна из них так и называется - "У папы на работе". Туры на градообразующее предприятие уже стали частью обзорных экскурсий по Магнитогорску.

Кстати, именно на комбинате первыми в стране создали центр подготовки промышленных экскурсоводов. И как сообщила его руководитель Мария Пушкарская, курс обучения предполагает практическую стажировку: слушатели на практике узнают, как превращать сложные промышленные процессы в безопасные, зрелищные, востребованные туристические продукты. Кстати, магнитогорцы планируют открыть первый экологический маршрут, который должен показать, какие усилия и средства вкладываются в технологическое перевооружение и безопасность окружающей среды.

В промышленной группе "Конар" попытались превратить индустриальную площадку в многоуровневую образовательную экосистему, сделав ставку на профориентацию и адаптацию новых сотрудников. По словам руководителя центра развития инновационно-образовательной среды компании Александры Гребенщиковой, экскурсии бывают внешние и внутренние - для собственного персонала.

- Они оказались прекрасным инструментом знакомства с корпоративной культурой и даже повышения квалификации сотрудников. Ведь многие, работая в офисах, никогда не бывали на производстве. Кроме того, как показали опросы, не все поначалу одобрили экскурсии на предприятие. Но после того, как сами стали их участниками, изменили отношение, - рассказывает Гребенщикова.

Среди гостей предприятия 64 процента - школьники и студенты. Именно для них разработана большая часть экскурсий, в которых используется модульный подход: блоки разных маршрутов моделируются под запрос целевой аудитории. И даже если школьник или студент уже бывал на заводе, в следующий визит он сможет узнать что-то новое. Кстати, гиды готовят свои материалы с учетом программ обучения по физике и математике. А одним из уникальных направлений на предприятии видят работу с родителями и преподавателями. Именно они, лично побывав на производственной площадке, становятся амбассадорами новых визитов.

На решение кадровой проблемы нацелен и карьерный трек "Работа плюс учеба": по словам Александры Гребенщиковой, он уже принес плоды. Когда в прошлом году на предприятии открылась новая производственная площадка и одномоментно потребовалось большое количество работников, предприятие обратилось к базовому техникуму. В течение недели на предложение трудоустроиться откликнулись 30 ранее побывавших на предприятии студентов, готовых совместить учебу с работой.

В группе компаний "ЛД", крупном производителе трубопроводной арматуры, тоже работают с будущими кадрами и хотят показать, что в Челябинске можно профессионально расти и достигать серьезных жизненных целей. Даже разработанную для бизнес-партнеров экскурсию "Латунь - новое золото Южного Урала", где гости могут увидеть все этапы изготовления шаровых кранов, специально адаптировали под молодежную аудиторию. По словам руководителя рекламного направления Ирины Великосельской, очень важно ломать стереотипы: молодежь должна увидеть чистые цеха и автоматические сборочные линии.

- Первое время многие наши сотрудники ворчали: "Опять экскурсия, когда нормально работать будем?", - рассказывает Великосельская. - Теперь втянулись: в цехах, на рабочих местах порядок. И во многом мы этим обязаны именно промышленному туризму.

А на площадке производителя тяжелой спецтехники компании "ДСТ-Урал" гостям предлагают "порулить". Нет, без специального образования и допуска в кабине бульдозера, конечно, делать нечего. Поэтому на предприятии, где практически вся линейка техники управляется дистанционно, создали аттракцион "ДСТ-драйв", где желающие могут поучиться "рулить" тяжелой техникой с использованием пульта или обычного смартфона. Кроме того, разработана виртуальная модель для детей, которая с помощью инерционного кресла, повторяющего все движения бульдозера, и VR-шлема позволяет почувствовать себя в кабине.

По словам менеджера по маркетингу Ильяса Чабдарова, в итоге появилась полноценная экскурсия, включающая в себя посещение завода, детской школы робототехники в центре Челябинска и испытательного полигона.

- В этом году наша область удостоена Гран-при IV Всероссийской премии "Регионы туризма и гостеприимства", - поделились хорошей новостью в челябинском минпроме. - Это стало возможным благодаря активной работе самих предприятий и системной поддержке со стороны созданного в регионе проектного офиса. В прошлом году лучшим маршрутом промтуризма в стране был признан маршрут ММК, в 2025-м - группы компаний "ЛД". Это, наверное, лучшее доказательство того, что промышленный туризм для Южного Урала не разовая активность, а системный инструмент развития территории и предприятий.