
По словам руководителя проектного офиса по промышленному туризму АНО "Центр проектного развития" Анны Калачевой, интерес к внутреннему туризму и его промышленной составляющей растет и у гостей, и у самого бизнеса. За последние три года число предприятий, присоединившихся к региональной программе, увеличилось в семь раз - до 54. К промышленным гигантам присоединяются малые и средние предприятия - производители крафтовых продуктов питания, частные кузницы и небольшие гончарные мастерские, которые успешно привлекают на свои площадки семейную аудиторию.
- Организация туров помогает им решить три ключевые задачи. Во-первых, это ранняя профориентация, возможность выращивать нужных специалистов со школьной скамьи. Второе - экологическое просвещение: очень важно показать, как меняется облик социально ответственного бизнеса, развеять мифы о дымящих трубах и грязных цехах. А третья - продвижение продукции и увеличение продаж, - рассуждает Калачева. - Для малого бизнеса организация экскурсий уже приносит заметную прибыль. Побывав на производстве, туристы покупают памятные сувениры и участвуют в продвижении локальных брендов.
С чего начинали в регионе, на одной из сессий Челябинского промышленного форума рассказали представители Магнитогорского меткомбината, где одними из первых в стране еще в 2018 году открыли двери не только для бизнес-делегаций, но и для обычных туристов. За это время на предприятии побывали 75 тысяч гостей, 29 тысяч из них - дети. Из восьми разработанных экскурсий часть предназначена специально для категорий "6+" и "8+", а одна из них так и называется - "У папы на работе". Туры на градообразующее предприятие уже стали частью обзорных экскурсий по Магнитогорску.
Кстати, именно на комбинате первыми в стране создали центр подготовки промышленных экскурсоводов. И как сообщила его руководитель Мария Пушкарская, курс обучения предполагает практическую стажировку: слушатели на практике узнают, как превращать сложные промышленные процессы в безопасные, зрелищные, востребованные туристические продукты. Кстати, магнитогорцы планируют открыть первый экологический маршрут, который должен показать, какие усилия и средства вкладываются в технологическое перевооружение и безопасность окружающей среды.
В промышленной группе "Конар" попытались превратить индустриальную площадку в многоуровневую образовательную экосистему, сделав ставку на профориентацию и адаптацию новых сотрудников. По словам руководителя центра развития инновационно-образовательной среды компании Александры Гребенщиковой, экскурсии бывают внешние и внутренние - для собственного персонала.
- Они оказались прекрасным инструментом знакомства с корпоративной культурой и даже повышения квалификации сотрудников. Ведь многие, работая в офисах, никогда не бывали на производстве. Кроме того, как показали опросы, не все поначалу одобрили экскурсии на предприятие. Но после того, как сами стали их участниками, изменили отношение, - рассказывает Гребенщикова.
Среди гостей предприятия 64 процента - школьники и студенты. Именно для них разработана большая часть экскурсий, в которых используется модульный подход: блоки разных маршрутов моделируются под запрос целевой аудитории. И даже если школьник или студент уже бывал на заводе, в следующий визит он сможет узнать что-то новое. Кстати, гиды готовят свои материалы с учетом программ обучения по физике и математике. А одним из уникальных направлений на предприятии видят работу с родителями и преподавателями. Именно они, лично побывав на производственной площадке, становятся амбассадорами новых визитов.
На решение кадровой проблемы нацелен и карьерный трек "Работа плюс учеба": по словам Александры Гребенщиковой, он уже принес плоды. Когда в прошлом году на предприятии открылась новая производственная площадка и одномоментно потребовалось большое количество работников, предприятие обратилось к базовому техникуму. В течение недели на предложение трудоустроиться откликнулись 30 ранее побывавших на предприятии студентов, готовых совместить учебу с работой.
В группе компаний "ЛД", крупном производителе трубопроводной арматуры, тоже работают с будущими кадрами и хотят показать, что в Челябинске можно профессионально расти и достигать серьезных жизненных целей. Даже разработанную для бизнес-партнеров экскурсию "Латунь - новое золото Южного Урала", где гости могут увидеть все этапы изготовления шаровых кранов, специально адаптировали под молодежную аудиторию. По словам руководителя рекламного направления Ирины Великосельской, очень важно ломать стереотипы: молодежь должна увидеть чистые цеха и автоматические сборочные линии.
- Первое время многие наши сотрудники ворчали: "Опять экскурсия, когда нормально работать будем?", - рассказывает Великосельская. - Теперь втянулись: в цехах, на рабочих местах порядок. И во многом мы этим обязаны именно промышленному туризму.
А на площадке производителя тяжелой спецтехники компании "ДСТ-Урал" гостям предлагают "порулить". Нет, без специального образования и допуска в кабине бульдозера, конечно, делать нечего. Поэтому на предприятии, где практически вся линейка техники управляется дистанционно, создали аттракцион "ДСТ-драйв", где желающие могут поучиться "рулить" тяжелой техникой с использованием пульта или обычного смартфона. Кроме того, разработана виртуальная модель для детей, которая с помощью инерционного кресла, повторяющего все движения бульдозера, и VR-шлема позволяет почувствовать себя в кабине.
По словам менеджера по маркетингу Ильяса Чабдарова, в итоге появилась полноценная экскурсия, включающая в себя посещение завода, детской школы робототехники в центре Челябинска и испытательного полигона.
- В этом году наша область удостоена Гран-при IV Всероссийской премии "Регионы туризма и гостеприимства", - поделились хорошей новостью в челябинском минпроме. - Это стало возможным благодаря активной работе самих предприятий и системной поддержке со стороны созданного в регионе проектного офиса. В прошлом году лучшим маршрутом промтуризма в стране был признан маршрут ММК, в 2025-м - группы компаний "ЛД". Это, наверное, лучшее доказательство того, что промышленный туризм для Южного Урала не разовая активность, а системный инструмент развития территории и предприятий.