В России могут появиться льготы на бензин для многодетных

Эксперт Родионов: Льготы на бензин для многодетных будет тяжело администрировать
В России могут появиться топливные карты для многодетных семей, по которым люди смогут получать скидки и бонусы при покупке бензина. Об этом сообщили "Известия". Идея прорабатывается с участием экспертного сообщества.
Есть другие инициативы поддержки многодетных семей - к примеру, отменить им транспортный налог.
Есть другие инициативы поддержки многодетных семей - к примеру, отменить им транспортный налог. / Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Как считает глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, топливные компании могут показать свою социальную направленность, предоставляя многодетным карты, по которым можно заправляться. Но должен соблюдаться базовый принцип - принцип нуждаемости, подчеркивает депутат. То есть карты не должны раздаваться только по принципу, что в семье трое и более детей. "Власти должны выработать четкие критерии по доходам семьи. У нас есть инициативы для многодетных - отменить им транспортный налог по всей стране, сделать парковки бесплатными, дать возможность пользоваться платными дорогами на безвозмездной основе", - пояснил депутат.

Предоставление льгот при покупке топлива для личных автомобилей многодетным семьям в целом правильное решение, соглашается профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Однако, по его мнению, продвижение идеи столкнется с рядом трудностей.

"Во-первых, вопрос, за чей счет льготы будут предоставляться. У регионов на эти цели деньги не предусмотрены, а у некоторых вообще встанет дилемма: либо предоставить топливные карты, либо выплачивать пособия. Во-вторых, каким образом идентифицировать многодетных? Единого удостоверения нет. Выпуск специальных топливных карт требует оператора, а это тоже означает расходы", - рассуждает эксперт.

Но в любом случае, по его словам, надо подумать о такого рода скидках в более широком плане - внедрить единую скидочную карту на определенный перечень товаров и услуг.

Приблизительно понятно, как реализовать идею с крупными сетями заправок, которые принадлежат в большинстве случаев вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), обеспечивающим всю производственную цепочку, от добычи и переработки нефти до продажи готового топлива в рознице. Но в России таких АЗС меньше половины. Причем большинство заправок ВИНК находится в европейской части страны. На востоке преобладают независимые АЗС. Часто у них нет программ лояльности и скидочных карт. Они работают по принципу: заехал клиент, заплатил, заправился, уехал. Как он будет подтверждать, что ему положена льгота, и как владелец АЗС будет подтверждать, что эту льготу предоставил, абсолютно непонятно. Как и неясно, что это будет - скидка или некий талон на топливо.

Предполагается соблюдать принцип нуждаемости, то есть только наличия трех и более детей для получения льготы будет недостаточно

Как замечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, меру будет очень тяжело администрировать. А отрасли, которая и так сейчас находится в не самом лучшем положении, брать на себя дополнительную нагрузку, пусть даже которую впоследствии компенсируют, совсем не выгодно. Особенно это касается независимых АЗС. Крупные ВИНК вполне могут такое поддержать как имиджевую историю, но независимым АЗС она совсем не к месту. Проще повысить социальные выплаты многодетным семьям, считает эксперт.

Схожее мнение высказал главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. Для кого-то автотранспорт - насущная необходимость. Но какая-то часть семей с детьми может вообще не владеть автомобилем и даже не иметь в нем нужды. Поэтому денежные выплаты в большинстве случаев могли бы больше соответствовать потребностям семей, а также принципам справедливости распределения помощи, уверен он.

Как замечает начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олег Абелев, необходимо еще установить технические стандарты и защиту от мошенников, требования к единой защищенной карте, к мобильному приложению с пин-кодом, интеграцию с информационными системами МВД, ФНС.

То есть сложностей довольно много, прежде всего это верификация и целевой характер, подчеркивает эксперт. Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что только администрирование подобной инициативы приведет либо к издержкам на АЗС, либо к росту расходов госаппарата. А заплатит в любом случае потребитель.