Введение водительских прав для езды на маломощных электросамокатах может быть избыточным, сообщил он ТАСС, но тесты на знание правил электросамокатчики должны проходить.
Он напомнил, что в настоящее время на большинство электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности - с двигателем мощностью до 250 Вт - водительские права не нужны. Права категории "М", как для мопедов, необходимы для управления электросамокатами с двигателем мощностью от 250 Вт до 4000 Вт.
"Я предлагал делать какие-то тесты при получении разрешения на езду на электросамокатах. Потому что они становятся такими же участниками дорожного движения, как те же мотоциклы, мопеды, машины. Поэтому они хотя бы должны знать, что зеленый - можно, красный - стой", - сказал сенатор, отвечая на вопрос о том, стоит ли вводить права на маломощные электросамокаты.
Надо сказать, что кикшеринговые компании давно проводят такие тесты. С момента начала работы сервиса Whoosh предусмотрено обучение правилам вождения электросамокатов для новичков - они проходят онбординг при первом скачивании приложения. Это позволяет, во-первых, узнать о наличии правил, включая правила сервиса и нормы ПДД, а во-вторых, напомнить об ответственности за рулем электросамоката.
"Это одна из наших инициатив по обучению правилам вождения, кроме онбординга новичков мы напоминаем о правилах через онлайн- и офлайн Школы вождения, социальную рекламу, технические меры, встроенные в самокат (ограничение скорости или места проезда), пуш-уведомления и многое другое. Это комплексная работа, которую мы ведем совместно с другими операторами кикшеринга, городскими и даже государственными властями. Видим, что она дает свои плоды - в этом сезоне аварийность на СИМ снизилась и показала положительную динамику, считаем это следствием комплекса принятых мер", - говорят в пресс-службе компании.
Остается открытым вопрос о применении аналогичных мер к частным или курьерским СИМ, которые на данный момент являются самой неконтролируемой частью микромобильности, по сравнению с кикшерингом. В кикшеринге мы настраиваем и контролируем соблюдение принятых мер технически - видим, что в приложении работает онбординг, самокаты тормозят и сбавляют скорость там, где это нужно сделать, наши меры помогают отсекать детей от поездок на самокатах, есть возможность даже анализировать поведение пользователей за рулем. Частные и курьерские СИМ всего этого лишены и на данный момент прежде всего они вопрос для дальнейшего регулирования.
Операторы кикшеринга уже не первый год ведут подобную работу со своими пользователями, участники которых не только учатся управлению самокатом, но и теории по ПДД. Только за 2025 год сервисы провели более 100 образовательных мероприятий по ПДД и обучили более 5,5 миллиона человек.
Как напомнили в компании МТС Юрент, в приложении компании перед арендой самоката пользователю предлагается пройти тест по ПДД. Он содержит 10 общих вопросов про правильную и безопасную езду на электросамокатах. Например, можно ли кататься на самокате вдвоем, на какой скорости могут передвигаться самокатчики, как правильно парковать устройства и другие. На текущий момент его уже прошло более 3 миллионов пользователей сервиса.
В целом компания отмечает рост культуры вождения пользователей, который связан в первую очередь с увеличением опыта езды на СИМ.
Учитывая, что операторы уже проводят большую образовательную работу с пользователями, тестирование необходимо в первую для водителей частных средств индивидуальной мобильности. Поскольку сейчас именно эта категория пользователей СИМ находится в "серой зоне" регулирования - водители таких СИМ не имеют каких-либо ограничений с точки зрения скорости, а соблюдение ими Правил дорожного движения, которые необходимы при управлении СИМ, практически никем не контролируется.
Увы, но помимо пользователей кикшеринга, у нас есть еще и те, кто пользуется личными электросамокатами и прочими СИМ. А статус электровелосипедов, которыми пользуется большинство курьеров, до сих пор не определен. Кикшеринговые компании пытаются наладить взаимодействие как с пользователями, так и с населением. Арендодатели электровелосипедов на этот шаг пока не идут. Можно, конечно, обязать маркетплейсы тестировать своих курьеров. Но где гарантия, что курьер пользуется электровелосипедом именно маркетплейса, а не арендует его у другой компании?
А еще остается армия частных СИМ, среди которых не только электросамокаты, но и моноколеса. И вся эта гвардия разъезжает по тротуарам и дорогам страны. А если им не требуется прав, то и предъявлять им, по сути, нечего. А так как этот транспорт не сертифицируется, не регистрируется, то и контроля за ним нет никакого.