
Исключение сделано для погибших лесных насаждений, "утративших свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции". Разрешаются сплошные рубки таких насаждений в случае, если выборочные рубки не помогают заменить их на обеспечивающие сохранение защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В первом чтении законопроект был принят в 2023 году. Текущие поправки разработаны правительством совместно с Иркутской областью и Республикой Бурятия, а также с Российской академией наук (РАН), экспертным сообществом, депутатским корпусом и сенаторами.
Их цель - обеспечить баланс между возможностью создавать местному населению достойные условия жизни и одновременно сохранять уникальную экосистему Байкала. Законопроект создает условия для контролируемого экологичного развития инфраструктуры. На прибайкальской территории проживают почти 140 тысяч человек, там требуется ремонтировать дороги, строить современные очистные и гидросооружения.
Решение по конкретному объекту принимается индивидуально и предусматривает особую систему согласований. Так, любые действия, в том числе перевод земель в другую категорию, возможны только после положительного заключения экологической экспертизы и по решению специальной Комиссии по обеспечению охраны озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории. В эту комиссию войдут представители администрации президента, правительства, Федерального Собрания, ФСБ России, а также главы Иркутской области и Республики Бурятия.
"Законопроектом предусмотрен перевод земельных участков для создания таких объектов, но только после прохождения государственной экологической экспертизы, которая проводится на федеральном уровне. Кроме того, законопроектом регулируется процесс создания объектов инфраструктуры в особых экономических зонах. Депутатами внесены поправки по обязательному положительному заключению Российской академии наук о необходимости замены погибшего леса через высадку новых деревьев. Если положительного мнения РАН нет, значит, такие мероприятия никто проводить не будет", - отметил руководитель комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин.
Для жителей 159 поселков это шанс построить и реконструировать важные объекты инфраструктуры. Без принятых изменений в законе такое строительство было практически невозможно из-за строгих запретов, констатирует глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
"Для минимизации экологического ущерба от разрешенных рубок вводятся повышенные нормы лесовосстановления и механизм компенсационных посадок. Это означает, что любой объем вырубленного леса должен быть не просто восстановлен, а компенсирован с превышением, что в долгосрочной перспективе обеспечит положительный баланс по площади лесных покровов и их качеству", - подчеркнул он.
Никаких сплошных рубок и частных интересов на Байкале не будет, заверил заместитель председателя думского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов. "Отдельно решается давняя ошибка в Лесном кодексе - появляется инструмент для работы с погибшим лесом, чтобы предотвратить болезни и крупные пожары", - говорит депутат.
Дискуссия по поводу законопроекта шла на протяжении 2,5 лет и развивалась вокруг сплошных рубок, незаконных построек, легализации перевода земель. Многие депутаты указывают на проблему уже существующих незаконных построек в водоохранной зоне. В ответ на это Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды предложил поручить Генпрокуратуре провести тотальную проверку таких построек. Для контроля исполнения будет создана межфракционная рабочая группа.
"Важно, чтобы и местные власти системно подошли к выполнению норм действующего законодательства. Из Москвы не все видно, а на месте виднее", - отмечает член Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Сысоев.