
Чтобы подобраться к позициям противника внезапно, пришлось форсировать болото. Дело было под Малой Локней Суджанского района Курской области. В грязевую жижу погрузились по горло, держа на поднятых вверх руках автоматы.
Фото сделано после успешного штурма и уничтожения противника. Одежда сохла прямо на холодном мартовском ветру, но они были на адреналине и безумно счастливы. Потом эти два веселых друга по установившейся традиции устроили дискотеку на фоне сожженной натовской техники и под грохот артиллерийской канонады.
Приехав на Красноармейское направление в ДНР, где сейчас воюет 155-я бригада, спрашиваю у подвозившего меня до пункта временной дислокации замполита, знает ли он Тринадцатого и Скупого, живы ли, здоровы?
"Как же не знать, известные у нас герои, - кивает в ответ и одобрительно улыбается замполит. - Что же с ними будет - живее всех живых!"
И вот они передо мной - такие же неунывающие, словно и не расставались с того промозглого мартовского дня, только чистые и опрятные.
Один из весельчаков - танцоров диско - заместитель командира роты десантно-штурмового батальона с позывным Скупой. Невысокого роста, внешне щуплый, но подвижный, как ртуть, этот парень на войне из рядового дорос до офицера. Позывные в армии часто даются в шутку. Например, встречал бойцов, худых как жердь, с прозвищем Толстый или лысых с позывным Лохматый. А вот Скупому на самом деле очень подошел бы позывной Щедрый - последней рубашкой готов с друзьями поделиться.
- А как вы подружились? - интересуюсь у парней.
- Не скажу, что сразу, вначале возникла даже антипатия, - признается Тринадцатый. - Смотрю, ходит боец с пачкой денег - рот до ушей - и всем предлагает в честь его дня рождения взять в дар по купюре. Подошел и ко мне. Ну, думаю, какой-то тип решил поглумиться надо мной. Деньги, конечно, не взял, что-то недружелюбное буркнул в ответ. А уже потом понял, что он такой и есть - от широты своей души предлагал. Как-то даже совестно стало, и наверное потому на первом же задании вызвался сходить со Скупым в разведку, когда все остальные нерешительно молчали. А он поначалу даже брать меня не хотел…
Задание было действительно очень опасное. Прямо дежавю с сюжетом песни Владимира Высоцкого "Разведка боем": "Да еще этот тип из второго батальона". Только в случае с Тринадцатым и Скупым эта история закончилась без потерь. В ходе этого боевого задания первоначальная взаимная антипатия переросла в крепкую боевую мужскую дружбу: "А этот тип, которого не знаю, очень хорошо себя ведет".
"Тип из второго батальона" - Тринадцатый - не менее примечательная личность. Высокий, худой, но очень жилистый, постоянно на позитиве. Тринадцатым его прозвали за невероятную удачливость: даже мины не взрывались, когда он на них наступал.
Короче, наслышан был Скупой про везение Тринадцатого, и решил-таки взять его с собой. Нужно было выдвинуться "на передок" и установить ретрансляторы для увеличения дальности связи между штурмовыми группами. На этом пути их и арта накрывала, и "Баба-Яга" кошмарила, и дроны-камикадзе на головы пикировали. Но все прошло без сучка и задоринки: талисман в виде Тринадцатого сработал. По ходу движения парням пришлось двое суток укрываться в подвале одного из полуразрушенных домов.

А однажды "Тринадцатый" спас "Скупого" от смерти. Было это в белгородском приграничье, в Демидовке. В сельский Дом культуры, в котором расположилось подразделение под командованием Скупого, прилетели два вражеских "Хаймерса". Стены ДК сложились как карточный домик. Благо, бойцы заранее в целях безопасности расположились в подвале в самом углу здания, а то бы жертв было не избежать.
Взрывной волной Тринадцатого с треском впечатало в шкаф. На мгновение потеряв сознание, он сомкнул обожженные веки и силой воли заставил себя подняться, метнулся к выходу сквозь клубы пыли и огня. На улицу выбежали и другие бойцы. "Скупой!" - несколько раз крикнул Тринадцатый и кинулся назад в пожарище. Товарища он нашел по стону. Того завалило кирпичами по самую макушку. В густом тумане осыпавшейся известки Тринадцатый принялся лихорадочно откапывать друга.
"Повезло, что мой товарищ небольшого размера, - вспоминает он. - Помнишь культовую сцену в мультфильме "Король лев", в которой обезьяна Рафики, стоящая на краю Скалы Предков, высоко поднимает родившегося маленького Симбу над головой, показывая его всем животным земель прайда? Вот такая же картина, как мне потом рассказали, предстала моим сослуживцам, прибежавшим на помощь: я вытаскиваю небольшое, висящее как тряпочка туловище "Скупого" из-под горы строительного мусора и поднимаю его под мышки на вытянутых руках над головой…"
Сейчас эти двое смеются. Но тогда им было не до смеха. Особенно Скупому, получившему серьезную черепно-мозговую травму. Когда он пришел в сознание, то даже не мог вспомнить, как его зовут. Пока медик перевязывал окровавленную голову друга, Тринадцатый лихорадочно закидывал его простейшими вопросами, ни на один из которых тот не смог ответить. Лишь после того, как у него поинтересовались, сколько ему лет, раненый осмысленно посмотрел на своего товарища, улыбнулся и вдруг спросил: "У тебя что, с головой все в порядке?" И снабдил свой вопрос непечатными выражениями.
Вот тут Тринадцатый, наконец, понял, что друг окончательно ожил. И даже не просто ожил, а наотрез отказался уезжать в госпиталь. Пришлось его чуть ли не силком на носилках впихивать в эвакуационную машину. "Ничего, братское сердце, мы с тобой еще попляшем!", - со слезами на глазах говорил Тринадцатый, укладывая на кушетку порывавшегося подняться друга…
Сегодня морпехи 155-й бригады, и наши герои в том числе, блокируют крупный гарнизон ВСУ в Димитрове (Мирнограде) и продвигаются в сторону крупного логистического центра украинской армии в Доброполье. И хотя Скупой с Тринадцатым служат сейчас в разных подразделениях, но часто пересекаются на дорогах войны.
Скупой на днях вернулся в полевой лагерь с боевого задания: на передовой он провел три месяца с небольшим перерывом на лечение. Десантно-штурмовая рота, которой он командует, разгромила уже несколько колонн вражеской бронетехники, пытавшихся прорваться на подмогу заблокированному гарнизону ВСУ в Димитрове.
Парням - вместе или порознь - предстоит сделать еще многое для нашей победы на фронтовых дорогах. Поэтому и мечтают они продолжить хорошую традицию победных танцев на фоне сожженной натовской техники.