ОСАГО для пчел

Пчеловоды требуют повысить ответственность фермеров за потравы пасек
В Барнауле участники Всероссийского конгресса пчеловодов, который собрал более пятисот делегатов со всей страны, а также из Беларуси, Казахстана и Узбекистана, обсудили самые острые проблемы отрасли. Главным итогом "Апифорума Алтай - 2025" стало предложение разработать и принять государственную программу развития пчеловодства. С этой инициативой выступили профессиональные пчеловодческие союзы. "Без комплексной поддержки государства и проработанной законодательной базы сегодня сложно эффективно развивать пчеловодство, а ведь от этой
Пчеловодство - это еще и индикатор экологического благополучия территорий. Там, где благоприятная обстановка, отрасль развивается динамично
Пчеловодство - это еще и индикатор экологического благополучия территорий. Там, где благоприятная обстановка, отрасль развивается динамично / Александр Кряжев/РИА Новости

подотрасли сельского хозяйства во многом зависит продовольственная, экологическая и национальная безопасность нашей страны", - уверены пчеловоды.

Алтайский край неслучайно стал местом проведения Всероссийского конгресса. Это один из крупнейших пчеловодческих регионов страны. В прошлом году, по словам губернатора Виктора Томенко, край занял первое место по объемам производства меда, накачав почти 5,5 тысячи тонн полезного продукта.

- А в целом же по стране в 2023-2024 годах мы получили около 64,5 тысячи тонн товарного меда, девяносто процентов из них - в личных подсобных хозяйствах, - отметил замминистра сельского хозяйства РФ Роман Некрасов. - Производство и потребление этого важного для здоровья продукта напрямую связано с задачами по увеличению продолжительности и качества жизни граждан России. Пчеловодство - это еще и индикатор экологического благополучия территорий. Там, где благоприятная обстановка, отрасль развивается динамично. Без пчеловодства не могут существовать другие отрасли сельского хозяйства, ведь производство масличных культур, гречихи, плодов, ягод зависит от опыления. Поэтому важно найти баланс интересов пчеловодов и растениеводов, чтобы обеспечить гармоничное развитие этих отраслей. Пчеловодство активно встраивается и в агротуризм, в народную медицину, у него большой потенциал для развития.

В Алтайском крае стараются этот потенциал использовать по максимуму. По словам доцента кафедры частной зоотехнии Алтайского аграрного госуниверситета Алексея Попеляева, этому способствует самая большая площадь пашни в стране и семь природно-климатических зон (от гор до ковыльной степи), обеспечивающие большое разнообразие меда.

- Так, по официальным данным, на начало 2025 года в крае насчитывалось 195 тысяч пчелосемей в хозяйствах всех форм собственности, но, конечно, реальное их число примерно в три раза больше, - подчеркнул Алексей Пепеляев. - И по производству меда цифра в 5,5 тысячи тонн тоже существенно занижена. Далеко не каждый пчеловод показывает реальные объемы. В среднем, по нашим оценкам, общий объем производства доходит до пятнадцати-двадцати тысяч тонн в год. Экспорт, несмотря на все санкции, продолжается. В прошлом году около семи процентов товарного меда было вывезено за рубеж, больше всего - в Казахстан, Китай, Польшу, Монголию, США, ОАЭ, Сербию и Беларусь.

Развитию пчеловодства в Алтайском крае способствует также то, что в регионе производят почти все необходимое технологическое оборудование, а региональные меры поддержки помогают пчеловодам его при-обретать. Субсидии компенсируют тридцать-сорок процентов затрат на техперевооружение, и с прошлого года ими могут пользоваться самозанятые.

- Основной проблемой отрасли остается обработка полей опасными химикатами, которые наносят вред пчелам, - напомнил Алексей Пепеляев. - Пчеловодам и растениеводам надо договариваться и сотрудничать, поскольку друг без друга эти отрасли не могут существовать. У нас в крае пчеловоды и растениеводы потихоньку выстраивают взаимодействие. Но в тех районах, где они не сумели договориться, пчелы по-прежнему гибнут от пестицидов.

По словам председателя Союза промышленных пчеловодов России Александра Кудашева, проблема потрав до сих пор не решена и в целом по стране. Хотя официально в 2025 году в России не зафиксировано гибели пчел, по оценке союза, потравы по-прежнему губят около двухсот тысяч пчелосемей ежегодно. По мнению председателя Союза пчеловодов России Валерия Михеева, власти в регионах просто не подают эти данные в минсельхоз РФ, делая вид, что все хорошо. "Нам надо на местах добиваться, чтобы все случаи потрав попадали в статистику", - уверен он.

В пчеловодческих союзах сетуют, что законодательство сегодня защищает интересы растениеводов, хотя они используют ядохимикаты, опасные не только для пчел, но и для людей. А пчеловодов во время потрав заставляют прятать пчел и уезжать со своих земель.

- Но наша позиция четкая: пчеловод, чья пасека находится на собственных или арендованных землях сельхозназначения, не должен никуда бегать, - говорит Александра Кудашева. - Не должен закрывать свои ульи и ограничивать лет пчел. Ведь он такой же хозяйствующий субъект, как и растениевод. А сейчас, по закону об обороте пестицидов, если растениевод предупредил об обработке полей за двадцать четыре часа, а пчеловод не уехал со своей территории или не закрыл ульи, то он сам виноват. Так не должно быть. Пчела - не домашнее животное, ее нельзя закрыть в сарае. Человек не может регулировать лет диких пчел, а закрытие ульев приводит к неминуемой гибели пчелосемей, они "запариваются" в течение трех часов.

Участники конгресса предложили создать площадку при минсельхозе РФ для налаживания взаимодействия между пчеловодами и растениеводами. Ввести страхование гражданской ответственности для тех, кто пользуются опасными ядохимикатами, и в разы повысить штрафы за неправильное применение пестицидов высокого класса опасности. Сейчас они копеечные - полторы тысячи рублей. Фермерам ничего не стоит их заплатить и поливать поля всем подряд, в том числе и незарегистрированными "серыми" пестицидами.

- Но главное - надо вообще запретить применение в России пестицидов первого-второго классов опасности, - убежден Александр Кудашев. - Пусть это будет не завтра-послезавтра, но постепенно надо переходить на биологические препараты. И пришло время разработать государственную программу развития пчеловодства в России, где обязательно предусмотреть финансирование науки в данной области. Это позволит при поддержке государства открывать лаборатории, которые будут выявлять даже микродозы опасных пестицидов не только при гибели пчел, но и в пищевых продуктах, которые сегодня попадают на стол нашим гражданам. .

Компетентно

Олег Лебедев, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды:

Семьдесят стран уже запретили обрабатывать поля пестицидами первого класса опасности и перешли на биопрепараты. Но если в Евросоюзе регистрация биопрепарата стоит сто евро, а в Иране - тысячу долларов, то в России - двадцать миллионов рублей плюс три года надо ходить по всем инстанциям. Мы обратились в прокуратуру, чтобы разобраться в ситуации. Понятно, что это бюрократический барьер, пролоббированный производителями пестицидов, которые таким способом борются с конкурентами. Но растениеводам все равно придется постепенно переходить на биопрепараты, ведь в стране сегодня взят курс на развитие биоэкономики, и пчеловодство должно стать важным ее элементом.