В РСПП обсудили ключевые тренды и вызовы конгрессно-выставочной деятельности

Российская индустрия корпоративных мероприятий по итогам 2023-2024 годов не только вернулась к допандемийным объемам, но и сформировала новые отраслевые тренды. Об этом заявил председатель комиссии РСПП по медиаиндустрии, гендиректор ИРИ Алексей Гореславский на совместном заседании комиссии РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере и комиссии по выставочной и конгрессной деятельности.

Отрасль демонстрирует уверенный рост. За прошедший год было проведено около 32 тысяч выставок, а общий объем рынка корпоративных событий достиг 130 млрд рублей. Около 70% компаний увеличили свою событийную активность по сравнению с 2023 годом. Гореславский выделил несколько ключевых тенденций, определяющих развитие конгрессно-выставочной деятельности: "На первый план выходит деловая составляющая: развлекательный компонент минимизируется в пользу содержательного контента. Одновременно наблюдается сокращение сроков подготовки мероприятий и рост числа офлайн-событий для узкопрофильных специалистов. Среди вызовов для индустрии остается обострение кадрового дефицита. В ответ на это, а также для оптимизации процессов компании активно внедряют инструменты искусственного интеллекта для подготовки и проведения событий. Кроме того, популярность набирают камерные форматы собраний до 100 человек, которые ценятся за эффективный нетворкинг".

О российской конгрессно-выставочной деятельности на международной арене рассказал директор по международному сотрудничеству и развитию "Российского экспортного центра" Антон Цециновский. С 2022 года 3700 российских компаний приняли участие в более чем 170 мероприятиях в 35 странах. Суммарный объем заключенных ими экспортных контрактов превысил 1,115 млрд долларов США. "Это достаточно хороший показатель, несмотря на те обстоятельства, которые потребовали серьезную адаптацию, в том числе и в контексте ведения внешнеэкономической деятельности, - отметил Цециновский. - С 2024 года мы ввели новшество - фестивали-ярмарки. На сегодняшний день мы провели семь таких мероприятий, шесть из них состоялось в Китайской Народной Республике, в текущем году проведено в Абу-Даби. Этот формат объединяет в себе и по наполнению, и ярмарочную составляющую, и деловые переговоры. Все это совмещается с активностями по продвижению культуры".

"В чистом виде конгрессно-выставочная деятельность для продвижения имиджа России - это только часть работы, а вторая часть - это совместная работа комиссии по выставочно-конгрессной деятельности со всеми нашими комитетами, будь то налоговый комитет, комитет по таможенной торговой политике. У нас много мероприятий, форумов, и было бы правильно провести работу по систематизации, иметь реестр этих мероприятий, чтобы понять, где они имеют собственные ниши, где пересекаются", - подчеркнул глава РСПП Александр Шохин.

Исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок Елена Ублиева представила информацию об обеспечении национального суверенитета в конгрессно-выставочной деятельности. Она подчеркнула, что активно ведется работа по формированию нормативно-правовой базы, в том числе уже внесено понятие выставочно-конгрессного мероприятия в закон о промышленной политике, ведется работа над отраслевым законом. "Конгрессно-выставочная деятельность - это площадка для дипломатии и переговоров и инструмент экономического влияния, средство формирования технологического суверенитета и возможность показать миру другую Россию, инновационную, открытую и конкурентоспособную", - подчеркнула Ублиева.

CEO VK Play, генеральный директор ассоциации АПРИОРИ Александр Михеев рассказал о развитии игровой индустрии и ее продвижении при помощи выставочной деятельности. По его словам, на профильные выставки в России в среднем приходят 40-50 тысяч человек. При этом по выставкам игр удары нанесли и коронавирусные ограничения, и технологическая перезагрузка рынка за последние три года. При этом за последний год на локальном рынке проходит достаточное количество мероприятий при поддержке крупных игроков - "Яндекса", ВК, АКИ. Всего по стране ежегодно проходят 15-16 профильных мероприятий. Фокус международного сотрудничества сместился на Китай, Индию, Юго-Восточную Азию и страны БРИКС. "Мы видим интерес китайских издателей и разработчиков к отечественным играм, в первую очередь к историческому нарративу. Они были очень заинтересованы контрактами и публикацией наших игр. В связи с этим мы видим потребность и необходимость в том, чтобы хотя бы в формате БРИКС было сформировано единое системное мероприятие. Мы думаем о том, чтобы добавить формат игровой премии и, возможно, обсудить расширение на другие креативные индустрии: анимацию, кино, музыку. Такое мероприятие в рамках БРИКС плюс премия позволит выстроить совместную коммуникацию со всеми разработчиками из этих регионов, приведет к совместному R&D, обеспечит продвижение игр в сторону издателей и их публикацию за пределами России и позволит популяризировать игры среди массовой аудитории этих стран еще до релиза", - заметил Михеев. Идею поддержал Алексей Гореславский. Он назвал подход интересным и указал на потенциал сотрудничества: "Очень интересный подход и возможность для всей конгрессно-выставочной индустрии. Игровая индустрия - это хороший партнер для такого продвижения как внутри страны, так и за рубежом".

Также в ходе заседания были рассмотрены особенности соблюдения законодательства в сфере защиты персональных данных в конгрессно-выставочной деятельности. Как сообщил руководитель юридической службы МВК Дмитрий Гришин, компании, организующие выставки, столкнулись с тем, что новые жесткие требования закона о согласии на обработку персональных данных и получение рекламы делают невозможной нормальную работу. Процедура получения согласий настолько сложна и отталкивает потенциальных B2B-клиентов, что блокирует любые новые контакты и привычный деловой диалог. "Решение могло бы быть в создании такого механизма, который бы позволил разграничить контакты, совершаемые с физическими лицами не в коммерческих целях, и контакты, совершаемые именно в целях установления деловых отношений, образно называемых коммерческие контакты. Также возможным решением здесь могло быть, например, придание дополнительного юридического статуса телефону, ну и, возможно, электронной почте юридических лиц", - отметил Гришин.

Генеральный директор компании "ЭКСПОДАТ" Мартин Киламти предложил либерализовать действующее законодательство о персональных данных для конгрессно-выставочной отрасли. Первый заместитель председателя комиссии по выставочной и конгрессной деятельности РСПП, генеральный директор ООО "Выставочная компания "Мир-Экспо" Владимир Банников подтвердил, что сейчас выполнить требования закона о защите персональных данных в полном объеме способны только крупные компании, мелкие компании с этой работой справиться не могут. Банников выступил с предложением изменить процедуру регистрации на конгрессно-выставочные мероприятия, исключив ФИО и используя порядковые номера и реквизиты компаний, что формально выводит собираемую информацию из-под действия закона о персональных данных. Цель - снять избыточные регуляторные барьеры, так как ключевым контрагентом является юридическое лицо, а не конкретный, зачастую временный представитель.

Кроме того, Банников предложил рассмотреть возможность введения в правила посещения выставок согласие на обработку персональных данных: "То есть когда человек принимает публичную оферту в виде посещения мероприятия, регистрируется, он уже предоставляет свои персональные данные для обработки, он фактически не возражает против этого".

Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер поблагодарил участников за предложение модернизации стандартов работы с персональными данными: "Это очень перспективная тема, связанная с тем, что эти все истории с разработкой внятной, адекватной политики в отношении работы с персональными данными, анализа и самоанализа бизнес-процессов, это слишком сложно. "Скажи раз, два, три, и я буду честно соблюдать".

Представитель холдинга МАЕР Константин Остриков поделился опытом МАЕР по выстраиванию кросс-канальной коммуникации в СМИ и рекламе при освещении событий конгрессно-выставочной деятельности: "Год назад мы предлагали законодательно закрепить в законе о рекламе новый вид рекламы в форме социальных новостей. Российский союз промышленников и предпринимателей поддержал эту инициативу, и наш генеральный директор Константин Майор выступил с ней перед президентом Владимиром Владимировичем Путиным на съезде РСПП 2024 года. Президент дал позитивную оценку нашей работе и поставил задачу как следует изучить необходимость законодательных изменений, чтобы не создавать конкуренции между рекламными холдингами и средствами массовой информации. Медиапотребление меняется на глазах. Новости становятся рекламой, а реклама приобретает новостную повестку. Законы просто не успевают за развитием медиарынка в текущих реалиях с этими скоростями. Так что, возможно, стоит вернуться к вопросу легализации нового новостного вида медиа с приданием ему официального статуса".

В рамках своего сообщения начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина заметила, что большая часть вопросов о правомерности рекламы у бизнеса возникает в отношении собственных ресурсов - порядка 80% запросов. То есть когда сами создатели, производители, организаторы мероприятий - создатели товаров и услуг или выставок - переживают, что информация на их собственных сайтах, в соцсетях или Telegram-каналах является рекламой и требует маркировки, передачи данных и больших затрат.

Она добавила, что важно учитывать: не является рекламой информация о собственных товарах и услугах, размещенная на собственном ресурсе. "Нормальная, достоверная, обычная информация о деятельности компании - это не реклама, будь то небольшой мастер маникюра, размещающий информацию во "ВКонтакте", или крупный холдинг", - дополнила Никитина. По ее словам, критерий рекламности - цель формирования или поддержания интереса. Под него не подпадает информирование о перечне партнеров или о каталоге товаров, в отличие от отдельных баннеров.