Въездной туризм в России сегодня - это история парадоксов. С одной стороны - абсолютно новые, растущие рынки Ближнего Востока и Азии, для которых Россия - экзотика "самой снежной страны". С другой - цифры, которые заставляют экспертов бить тревогу: общий поток иностранных туристов сейчас ниже, чем был пять лет назад до пандемии.
Вице-президент Ассоциации туроператов России (АТОР) Сергей Ромашкин рассказал "Российской газете", представители каких стран чаще всего путешествуют в Россию, и что делать, чтобы увеличить поток иностранных туристов в нашу страну.
Статистика за 2024 год показала: наибольшее число туристов приезжает в РФ из Китая - 848 тысяч. человек (отставание от 2019 года в 2 раза). Второе место у Германии - 65 тысяч путешественников (правда, в основном это, скорее всего, визиты к родственникам). Из ОАЭ приехало тоже 65 тысяч (рост 50% за год), из Турции - 58 тысяч и из Саудовской Аравии - 55 тысяч.
"Практически полностью потеряна европейская аудитория. Мы начинаем работу с нуля на рынках Ирана, Индии, ОАЭ, Юго-Восточной Азии, - констатирует Сергей Ромашкин. - Конкуренция огромна, а осведомленность о России как направлении - низкая. Требуются в десять раз больше усилий и затрат, чем на освоенных рынках".
Главные магниты для новых туристов лежат в области климата и природы. Для жителя Дубая или Эр-Рияда первый в жизни снег - мощнейший эмоциональный триггер. Для китайского туриста - северное сияние в Мурманске. Россия начинает позиционировать себя как "самая снежная страна" и "страна северных сияний". Это четкое послание, которое может конкурировать с "все включено" Турции или Египта.
"Можно позиционировать Россию как "самую снежную страну". Разнообразие предложений для туристов огромно: от пляжей Сочи до уникальной природы Алтая", - отмечает эксперт на вопрос о том, что Россия может предложить иностранным туристам.
Однако он выделил ряд тактических проблем, которые препятствуют продвижению туризма в Россию.
Первая проблема - возможность тратить свои деньги. Иностранные карты в РФ не работают. Остаются только наличные, но обменных пунктов мало, работают они до 18-19 часов. Кроме того, банки меняют не все валюты и к купюрам предъявляют строгие требования - принимают только свежие банкноты. Получить российскую карту "Мир" иностранцу крайне сложно, а пополнить ее из-за рубежа почти невозможно, продолжает Ромашкин.
Вторая проблема - цифровая изоляция. По прилету в Москву у многих туристов блокируются иностранные сим-карты. Остаться без связи и навигации в первый же час - стресс. Третья проблема касается планирования отдыха из-за непредсказуемых ограничений в аэропортах.
При этом сама туристическая инфраструктура России готова к большому наплыву туристов. 90% из них едут в Москву и Санкт-Петербург, где все есть для комфортного отдыха и путешествия. Немало хорошей туристической инфраструктуры и в таких регионах, как Мурманск или Алтай.
"Существующих ресурсов достаточно для приема в 5-10 раз большего числа иностранцев, чем сейчас", - уверен Сергей Ромашкин.
Если говорить о стратегии, то России не хватает бренда для продвижения за рубежом. "Требуется короткое, энергичное, эмоциональное послание для потенциальных туристов. Нужна единая концепция представления России на зарубежных рынках", - резюмирует он. И продолжает: бюджет для этого тоже нужен. Например, Турция тратит на рекламу около 40 евро на каждого привлеченного туриста
По словам вице-президента АТОР, отмена виз тоже играет важную роль. Так, отмена виз для китайцев может дать дополнительно до 500 тысяч туристов в год. И это хороший потенциал. Но работа по увеличению турпотока в Россию должна вестись комплексно.
Ранее замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков на пленарном заседании "Новая архитектура въездного туризма в России в рамках программы "Открой твою Россию" констатировал, что с момента перезапуска электронной визы в Россию приехало порядка 1,2 млн туристов. Однако есть и проблемы, в частности, с инфраструктурой продвижения и продаж туров в Россию за рубежом.
"Для развития въездного туризма есть три основных точки, в которые необходимо направлять усилия. Первая, и она, наверное, самая сложная, это глобальное понятие инфраструктуры - авиарейсы, пункты пропуска, дороги, поезда и так далее", - цитирует его "Интерфакс". Вторая - платежные механизмы, проблема с которыми должна решиться в следующем году. И третья - формирование туристических продуктов и их продвижение за рубежом.