Эксперт МГУ Кокорев оценил новый способ ЦБ снять блокировку с банковских карт

С 1 декабря Банк России и МВД запустили досудебную процедуру реабилитации клиентов банков, которым заблокировали карты за дропперство и участие в незаконных операциях с криптовалютой. ЦБ каждый день получает по тысяче жалоб на эту тему. В Центробанке считают, что большинство попавших под блокировку людей наказаны обоснованно, но видят, что среди них есть и те, кого банки ошибочно записали участниками мошеннических схем. Возможность ошибочного попадания добросовестных людей в базу ЦБ со сведениями о мошенниках действительно есть, рассказал "Российской газете" заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев.
iStock

"Бороться с дропперством, конечно, необходимо. Но идея, что наказанием за незаконную деятельность становится блокировка счетов на основании непрозрачных внесудебных решений, кажется неоптимальной. Видимо, в ситуации, когда полиция по каким-то причинам не может пройти по цепочке и найти украденные деньги (а также виновников), взамен приходится блокировать каналы вывода средств. При этом возможно ошибочное попадание в "мошенническую базу" Банка России добросовестных людей. Ведь основания включения человека или его счета в эту базу не раскрываются, и непонятно, как застраховаться от ошибки. Тысяча жалоб в день - это, согласитесь, много", - говорит эксперт.

По словам Ростислава Кокорева, хорошо, что Банк России и МВД видят проблему. Но механизм разблокировки, который на днях представил общественности директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров, пока трудно назвать именно "процедурой" реабилитации, поскольку в нем нет четкого и понятного алгоритма действий.

"Пойти в полицию, чтобы "допроситься" и обосновать правоохранителям свою непричастность к преступлениям мошенников", - это слишком общая фраза, из нее неясно, как и что надо доказывать.

"А тем временем некоторые слишком осторожные банки начинают бояться собственной тени и блокировать все подряд. Моя знакомая рассказала, что банк заблокировал ее мужу счет после того, как тот попытался в онлайне оплатить… телефон в собственной квартире! Мало того - разблокировка заняла у него неделю и потребовала двух личных визитов в банк. А что и кому он должен был бы объяснять в полиции?" - задался вопросом эксперт.

Лекарство не должно быть хуже болезни, подчеркнул Кокорев.

"Наверное, Банку России следует уточнить и сузить критерии подозрительности операций, чтобы добросовестным гражданам не пришлось выстраиваться в огромные очереди перед отделениями полиции. А также определить предельные сроки блокировки, сроки работы с обращениями, алгоритм обжалования решений об отказе, то есть установить четкие и понятные процедуры", - предложил он.

Банки