Эксперт Зотов: При задержке поезда пассажир имеет право на компенсацию

Если ваш поезд задерживается, не паникуйте: в этом случае вы имеете право на компенсацию, если только на пути транспортного средства не встали обстоятельства непреодолимой силы. Об этом "Российской газете" рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Илья Питалев/РИА Новости

По его словам, отношения между пассажиром и перевозчиком регулируются рядом законов, в том числе Уставом железнодорожного транспорта РФ.

В уставе сказано, что за задержку отправления поезда или за его опоздание на станцию назначения (за исключением пригородного сообщения) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки (но не более размера стоимости проезда).

Пассажир также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном российским законодательством.

Однако если будет доказано, что задержка или опоздание поезда произошли из-за обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных независящих от перевозчика обстоятельств, то выплату получить не удастся.

"Одно дело, когда перевозчик по халатности допускает просчеты и опоздания поездов, другое дело, если это происходит из-за чрезвычайных происшествий, погодных катаклизмов, мер, связанных с безопасностью, и так далее", - комментирует председатель Общероссийского объединения пассажиров.

Но если все-таки в задержке виноват перевозчик, то пассажир имеет право на компенсацию.

"Автоматически компенсация не начисляется, чтобы получить выплату, пассажир должен обратиться к перевозчику с претензией", - обращает внимание Илья Зотов.

Претензию можно подать в течение 45 дней со дня задержки (или опоздания поезда), к ней необходимо приложить билет. Если вы пропустили этот срок, но перевозчик посчитал причину пропуска уважительной, он все же может принять вашу претензию для рассмотрения.

Перевозчик должен ответить вам в течение 30 дней со дня получения претензии.

"Отмечу, что процент рассчитывается, исходя из стоимости билетов, а все дополнительные услуги, как правило, увеличивающие цену проездного документа (сборы и услуги), не идут в расчет при возврате средств. Это важно учитывать", - предупреждает собеседник.

При длительной задержке поезда (по вине перевозчика) пассажиров должны обеспечить питанием и водой.

"В большинстве своем вопросы предоставления питания не отрегулированы должным образом, - отмечает глава Общероссийского объединения пассажиров. - Законодательно эта норма есть, но осуществить ее не всегда возможно, например, при чрезвычайных остановках поездов в отдаленных районах и отсутствии должного запаса питания. То же самое можно сказать и о воде".

Однако, по его словам, в России, как правило, делают все возможное в таких ситуациях, и люди своевременно обеспечиваются горячим питанием и водой.

Железные дороги