
В Театре драмы им. Пушкина (организатор фестиваля) уже выступили коллективы из Челябинска, Республики Калмыкия, Петербурга, Москвы (и не один, а четыре!), Великого Новгорода, Ханты-Мансийска, Владимира.Театры государственные и негосударственные, а также частные проекты.
Зрители прибывают на колясочках, кто-то с соской! Преимущественно с мамами, но встречаются бабушки и папы.
Казанский ТЮЗ привез сюда недавнюю премьеру для малышей - спектакль "Воробьишко" по сказке Максима Горького. Она начинается так: "У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом".
Поставил спектакль главный режиссер театра Радион Букаев. Это результат работы фестиваля искусств "Горький +", который состоялся в Казани в июле 2025 года. Премьеру показали в Москве в павильоне "Детство Горького" в Центральном парке.
Как сказано в анонсе, это "история для детей от девяти месяцев до пяти лет, рассказывающая через жизнь птичьего семейства о хрупком и таком завораживающем мире простых вещей, текстур, форм и звуков".

Два действующих лица: Воробьиха - мама, заботливая, мудрая, предупреждает ребенка об опасностях, и желторотый Воробьишко по имени Пудик, храбрый и веселый птенец, любопытный и непоседливый, как все малыши. Оттого и вывалился из гнезда и попал в лапы кошки. Мораль: маму (старших) надо слушать!
Действие развернулось в фойе Большой сцены театра. Зрители - малыши и их родители - разуваются и располагаются на ковре. И начинается игра. Строится птичье гнездышко, видим птичьи игры, а также опасность в виде кошки… Формат - интерактивный.
Корреспондент "РГ" поговорила с режиссером.
В репертуаре вашего театра есть еще бэби-спектакли?
Радион Букаев: Есть спектакль в кукольной эстетике "Ежики - маленькие мечтатели. Путешествие по ночному лесу для самых маленьких". Поставила его Анна Зиннатуллина.
У нас сейчас только два спектакля 0+, потому что театр находится на реконструкции, и мы вынуждены были заморозить два других.
Вы считаете, что нужно развивать это направление?
Радион Букаев: У нас Театр юного зрителя, и репертуар должен быть многоступенчатым. ТЮЗ формирует аудиторию и внутри своей аудитории формирует эстетическое восприятие, создает какую-то базу для того, чтобы люди приобщались к театру с самых ранних лет. Бэби-спектакли адресованы малышам примерно до 4 лет. Для маленького зрителя это первая ступень восприятия, получения впечатлений, которые он еще не всегда осознает. Человек приобщается к театру. А также он приобщается к семейному театру, потому что бэби-спектакль не может быть без родителей, без мамы, папы или бабушки, дедушки.
Дальше идут спектакли для детей, которые еще не пошли в школу, но еще не слезли с горшка. Следующая аудитория - 6+, те, кто ходит в начальную школу. Там уже идет школьная программа. Не забываем про подростков. И так далее. И мы постепенно формируем себе зрителя, потому что ТЮЗ - это накопительный эффект.
Человек к нам приходит неподготовленный. Мы же понимаем, что "удельный вес" того зрителя, который ходит в театр, по всем коэффициентам, по кругозору, по начитанности, он как бы выше. В театр ходит примерно 5% населения города. Все остальные не ходят в театр или иногда случайно заходят. Наша целевая аудитория - эти 5 процентов.
У меня даже есть такая теория, что если взять какой-нибудь малый город, в котором есть театр, то в нем по-другому формируются люди, по-другому начинают мыслить, там возникает некий культурный слой. По сравнению с городом, где нет театра.
Я удивилась, что эта история "для детей от девяти месяцев". Не рановато ли?
Радион Букаев: Почему я поставил такой возраст? Потому что обычно в девять месяцев люди уже в среднем встают на ноги. И тогда они начинают уже более ярче, серьезнее познавать этот мир. У родителей включаются новые зоны внимания - по безопасности, например. Сказка Горького небольшая, она как раз про то, как воробьишка познает мир и как мать за этим следит и что случается... Это архетипическая история. Ребенок, познавая мир, попадает в острые ситуации, а родители спасают его в этот момент. И так устроена жизнь. И когда у него родится ребенок, то снова будет также. Зима, лето, осень, весна - и снова зима…
Почему почти все бэби-спектакли идут без слов?
Радион Букаев: У нас в конце звучит текст Горького. Почему без слов? Объясню. Ребенок в год-два не осознает сложносочиненные тексты. Бэби-спектакль - это не про нарратив. Бэби-спектакль - это тактильность, социализация, познавание мира, но не история.
Тем временем
На фестивале состоялся круглый стол на тему: "Развитие культуры и искусства для детей раннего возраста: роль родителей, театра и бизнеса".
В эти дни проходит и лаборатория бэби-театра с участием приглашенных из Москвы и Петербурга режиссеров и артистов труппы Псковского театра драмы. Зрители будут присутствовать на эскизах спектаклей, а также участвовать в обсуждении. Заявлены три темы: "Сотворение мира", "Один день в лесу", "Океан". Ожидается, что эскизы впоследствии будут доработаны и спектакли войдут в репертуар театра.