Ранее ЦБ обновил список признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Новые правила начнут действовать с 1 января 2026 года. Соответствующий приказ был опубликован на сайте регулятора.
"Утвержденные Банком России новые правила, которые начнут действовать с 1 января 2026 года, - это своевременный и необходимый шаг в борьбе с финансовыми преступниками, которые постоянно придумывают новые способы обмана", - считает депутат.
По его словам, суть нововведений - в том, что банки обязаны будут проверять операции по расширенному и более четкому списку признаков, указывающих на возможное мошенничество.
"Теперь под особый контроль попадут переводы, совершаемые без ведома клиента или с согласия, полученного обманным путем, - отметил депутат. - Впервые такие же требования будут распространяться и на операции с цифровым рублем, что обеспечивает комплексную защиту всех форм сбережений".
Согласно его объяснению, для граждан это означает, что у банков появятся более совершенные инструменты для выявления и приостановки подозрительных платежей в момент их совершения.
"Это прямое вмешательство позволит предотвратить огромное количество преступлений, - рассчитывает Панеш. - Только за первое полугодие 2025 года банки уже пресекли попытки хищений на астрономическую сумму в восемь триллионов рублей".
Среди ключевых новшеств - внимание к крупным переводам по Системе быстрых платежей.
"Особый контроль будет осуществляться, если человек переводит самому себе сумму от 200 тысяч рублей, а затем в тот же день пытается отправить деньги получателю, с которым не имел транзакций последние полгода, - разъяснил парламентарий. - Эта мера направлена против новой схемы, когда мошенники убеждают людей собрать все деньги с разных счетов на один, чтобы потом легко их похитить".
Еще одним важным признаком, по его оценке, станут изменения в цифровом профиле клиента.
"Банк будет обязан провести дополнительную проверку, если за 48 часов до перевода был изменен номер телефона, привязанный к интернет-банку или порталу "Госуслуги", или если оператор связи сообщит о нетипичной активности, например, смене интернет-провайдера, - рассказал депутат. - Это поможет противодействовать случаям, когда преступники дистанционно получают контроль над телефоном жертвы".
Также банки начнут активнее использовать информацию от операторов связи о подозрительных звонках и сообщениях, которые клиент получал за несколько часов до перевода, и данные о возможном заражении устройства вредоносным программным обеспечением.
"Эти правила не означают, что все подобные операции будут автоматически заблокированы, - разъяснил Панеш. - Их цель - заставить банк проявить повышенную бдительность, связаться с клиентом для подтверждения его намерений и тем самым предотвратить хищение".
По его словам, гражданам важно знать, что, если банк приостанавливает перевод как подозрительный, это не сбой, а работа системы безопасности в их интересах.
"В текущих условиях, когда, по некоторым оценкам, жертвами телефонных мошенников могут становиться десятки тысяч человек ежедневно, такие превентивные меры крайне важны", - резюмировал парламентарий.
Он призвал помнить, что ни один банк, ни один государственный орган никогда не будут требовать через телефон или сомнительные сайты перевести деньги, назвать пароли или коды из смс, сообщить паспортные данные или данные карты.
"Если вам звонят с подобными просьбами под любым предлогом - это мошенники", - подчеркнул политик.
Депутат сделал вывод, что новые правила Банка России - это практическая реализация установки на защиту финансовых интересов каждого гражданина. Они дополняют другие уже действующие меры, такие как сервис самозапрета на кредиты и упрощенная процедура обращения в банк и полицию для пострадавших. Борьба с мошенничеством, напомнил Панеш, требует постоянного совершенствования методов, и принятые решения - это адекватный ответ на эволюцию угроз в цифровой среде.