Что делать, если банда подростков терроризирует город
На историю о том, как "банда девочки Лизы" держит в страхе целый район Краснодара, откликнулись около 4000 читателей "РГ".

Что делать, если банда подростков терроризирует город

Читатели "РГ" высказались в сети о том, как противостоять подростковым бандам
На историю о том, как "банда девочки Лизы" держит в страхе целый район Краснодара, откликнулись около 4000 читателей "РГ". / Соцсети

Что делать, если банда подростков терроризирует город

Читатели "РГ" высказались в сети о том, как противостоять подростковым бандам
14.12.202520:13
Елена Яковлева
изменить размер шрифта: 1.0x
Материал Татьяны Павловской о том, как в Краснодаре группа подростков держит в страхе детей и взрослых в одном из микрорайонов большого города, вызвал читательский ажиотаж. В обсуждении случившегося приняло участие около 4000 человек.

"Банда девочки Лизы" явление явно новое: и девчонка с выбитыми в драке зубами в лидерах, и ужасающие плоды активности подростковой банды (двое побитых ими подростков лежат в больнице), и отсутствие сдерживающих начал и возрастных границ (среди избитых, говорят, есть даже учителя)... Участники обсуждения заново пытались понять картину происшедшего, искали его причины и выход из ситуации.

Как выглядит в глазах читателя происходящее и реакция на него?

Читательский диагноз: уличная агрессивность подростков нарастает.

"На прошлой неделе шли двое пацанов с девочкой, все ровесники, лет 11 - 13. Я еду на велосипеде. Один на меня рыпнулся, типа "Куда едешь?" запугивающим голосом, - пишет Сергей Слутс. - А дать такому затрещину, если что, так засудят за побои ребеночка".

Но при этом читатели справедливо оценивают реакцию ответственных людей на подростковую агрессию, как замершую.

Учителя и родители указывают на редко и неэффективно отзывающуюся на действия банды полицию, полиция - на катастрофический недостаток участковых и воспитательную вину родителей и учителей, зрители на некачественный контент ТВ, героизирующий бандитов, а ситуация остается подвисшей. Все, от кого зависит ее разруливание, не спешат включаться.

"Что трудно задержать всех? Это же отбросы общества, и сразу на пожизненное!"... Но бросается в глаза малая законность предлагаемого

И тогда читатель включает тревожную кнопку.

"Дальше-то что? Ждут, пока эти кого-нибудь до смерти забьют? Без тела нет дела?" - вопрошает Алексей Да.

Лидером банды подростков в Краснодаре стала 15-летняя Лиза, которая просто любит драться. Фото: Соцсети

"Где те, кто ответственен и получает зарплату в минобре за воспитательную работу? Где в конце концов правоохранительные органы?" - добавляет Александр Лагутин.

Кто виноват?

Возможных виновных все знают наизусть: семья, школа, полицейские, телепропаганда бандитизма. Вопрос лишь в том, кто больше, а кто меньше виноват. Но почитав читательские филиппики, начинаешь догадываться, что диванных экспертов борет несоразмерное ни с чем самомнение: всех богов они ухватили за бороды и всех министров переплюнули. Ты сидишь в инете анонимно, не под своим именем, а под ником, без пола, возраста, профессии, внятного мировоззрения и четкого адреса, и, ясное дело, тебе легко быть первым знатоком всех проблем.

Но есть и те, кто не столько обвиняет, сколько сочувствует. "Силовые структуры, в частности полицию, урезали. Работать стало некому. Какие-либо меры применять к нарушителям закона невозможно. На участковых территории нарезают такие, что их обойти нереально, не то что отработать", - пишет korso.

У некоторых, впрочем, есть и реальный опыт положительных решений назревших уличных проблем. "У себя на районе сложные вопросы решались на сходах, были и юристы, и правоохранители, и депутаты. Писали обращения в ГД и Собянину. И подписи настоящих людей с адресами и телефонами сотнями. Получалось", - пишет читатель под ником Ванька Палади.

Участковым нарезают такие территории, что их обойти нереально. "А где казаки?" - спрашивают читатели. Фото: Соцсети

Где казаки, потешные или настоящие?

Неожиданно звучит тема казаков как наиболее решительной общественной силы.

"И это в столице казачества(!!!???), - пишет Александр Мотрич. - Ау, казаки, вы только для парада, потешные???".

"А для чего казачество, атаман, красивая атрибутика, шашки?" - вторит ему Юрий Кучкин.

"А все ваши казацкие атрибуты давно носят маскарадный характер", - припечатывает Нннн Ненене.

За казаков тут же заступаются. "При чем тут казачество?" - пишет Наталья Ушахина и предлагает разобраться, есть ли у казаков полномочия для активного вмешательства в такие ситуации.

Вспоминают, правда, при этом, что в 90-х казаки Краснодара справлялись с бандами и покруче. Но теперь казаки в большинстве своем на СВО воюют, объясняет Татьяна Катанова.

Кроме казаков уповают на отцов. "Где папы???? Почему не организовали патрули по району? Чат районный с кнопкой SOS?" - возмущается Л.К.

Родители детей, избитых бандой и попавших в больницы, не знают, как найти на нее управу. "Мы не хотим самосуда. Но кто защитит наших детей? Куда нам обращаться?" - поддерживают их соседи. Фото: Татьяна Павловская

Выходы, которые предлагают читатели "РГ"

1. Отобрать гаджеты

"Не будут выкладывать драки в Сети, не будет и столько драк и куража вокруг них!". "Наказывать в первую очередь надо того, кто снимает и выкладывает. Пусть публично извиняется, сопли размазывает по экрану", - считает Ирина Степанова.

"Раз выросло поколение отморозков, надо на законодательном уровне запретить детям до 18 лет пользоваться смартфонами. Тогда у них не будет возможности выкладывать ролики с избиениями в интернет. Выдать им кнопочные, чтобы звонили родителям. Кто ослушается, штрафовать родителей", - пишет Елена Елена.

Впрочем, ей тут же возражают: "Они наймут оператора за спасибки. А другой чел разместит это через своего друга, который живет не в России. Схема найдется".

2. "Наказывать родителей рублем"

"Штрафовать надо родителей за ненадлежащее воспитание и привлекать тех же родителей вместе с подростками к статьям и к трудовым работам. Обязать на законодательном уровне таких родителей выплачивать компенсацию на лечение тем детям, которые пострадали от подобных случаев", - уверена Наталья В.

Предложение явно действенное. Оштрафованная семья "включит" внимание на поведение чада и усилит домашний воспитательный процесс.

Но для этого нужно - успеть задержать участников драки. Выяснить данные родителей. Связаться с ними. Добиться решения суда об их штрафе. Работа точно не для одного участкового на три района.

3. Запретить по ТВ показ фильмов о бандитах

"Пропаганда шпаны в фильмах и рекламе на ТВ дает результаты", - считает Александр Онацько. "Вот вам и "Слово пацана"... Вообще нельзя снимать и показывать отрицательные стороны людей", - добавляет читатель Наташа.

"Совсем не показывать не получится, - возражает ей AXEL. - Это выйдет совок, и результат будет отрицательный - начнут стремиться к запретному плоду... Но если бы показать не сказочку, а как было, то получилось бы зрелище отвратительное, последователей, я вас уверяю, было бы крайне мало... Но ведь такое не продашь".

Наши читатели и эту проблему стараются рассмотреть со всех сторон, забывая, правда, что в конце концов это еще и вопрос культурной политики.

Кадр из сериала "Слово пацана: кровь на асфальте". Фото: kinopoik.ru

4. Задержать всех и отправить на пожизненное? Или показывать им мультфильмы про кота Леопольда?

"Что, так трудно задержать всех ??? Это же отбросы общества, и их сразу на пожизненное!" - не стесняется радикальности своего предложения Александра Пяткина. Таких предложений немало, и они пользуются популярностью. Наверное, сказавшему от этого становится легче ( "одним махом семерых убивахом"), но бросается в глаза и малая законность предлагаемого.

Поклонники ненасилия тоже встречаются. Они спасаются иронией и откровенным абсурдированием ситуации. "Проще отловить всю компашку и провезти в одном вагоне для рогатого скота - от Бреста до Владивостока. И обратно. Для развлечения поставить CD-плеер с диском про кота Леопольда. И книгу басен Крылова... Но без членовредительства и без излишнего насилия", - пишет Чубчик Кучерявый.

"Мне эту девчонку жаль, видно детство у нее проходило не на пятерку, оттуда у нее в душе злоба, зависть и все отрицательные черты характера. Как помочь такой девчонке - вот в чем вопрос!? - добавляет Любовь Лобанова.

"В спортзал бы ее, к грамотному тренеру", - советует Дмитрий Барышников, но тех, кто "против" его предложения, больше тех, кто "за".

5. Самосуд

"Жителям нужно объединяться и выбрать уголок без камер", - считает Татьяна Архипова. Впрочем, кто что кому "внушит" в ситуации без камер, еще вопрос...

Хотя у кого-то был и положительный опыт. Не расправы - устрашающего убеждения. "Я читаю и поражаюсь. У вас там мужики есть или одни тряпки остались? В нашем районе одни так же куражились над подвыпившими. Мы собрались, прошли по их местам сборов и объяснили, что так делать нельзя, а если не поймете, будем учить всех, кого встретим. И все стало мирно и спокойно", - рассказал варяг т.

Комментарий психолога

Великие ненужные

Что могут сделать родители, обнаружив, что их ребенок попал в банду?

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа и МГППУ

Жестокость школьников, объединяющихся в подростковые банды, будь то Санкт-Петербург, Иркутск или Ангарск, Краснодар или села Большой Луг в Сибири и Сухой Лог на Урале, это всегда кривое отражение мира взрослых. Она вырастает из детских травм от недолюбленности и от неудовлетворенных детских потребностей. А агрессия (если подростки не видят иного выхода) притупляет и снимает чувство собственной ненужности. И даже дает "смыслы", как их увидели дети.

Первая причина сбивания детей в банды - это образ жизни близких им взрослых - родителей. Стоит обратить внимание на то, что главарь банды подростков в Краснодаре - дочь без мамы, с успешным, благополучным, но вечно занятым папой. А мальчик, который ранил ножом охранника в торгово-развлекательном центре в Москве лишь за то, что тот посмел (!) сделать ему замечание, и вовсе "чей надо сын" - крупного бизнесмена. Не хочется ничего голословно утверждать, но по опыту знаю: дети таких родителей часто попадают в двойную ловушку. Первая. Достижения к их родителям пришли на волне лихого "успеха" и "быстрых" денег, что выработало особую модель поведения носителей "успеха". На людях они солидные "леди и джентльмены", а внутри семьи - моральные лидеры, не терпящие иного мнения, кроме "правильного" своего. А то и просто агрессоры по отношению к несогласным с ними домашним. То есть в семье они себя ведут так, как на работе, где они и добились успеха в жизни. Дети эту модель агрессивного достижения успеха считывают по умолчанию.

Вторая ловушка - у таких родителей на детей вечно не хватает времени, они зациклены на себе и работе. И подросток ищет внимания у ровесников. Природа призывает его "группироваться": он уходит от влияния и авторитета родителей и по законам природы или подражает ровесникам (чаще), или диктует им значимую для него модель поведения. Этот феномен называется "ориентация на сверстников". Американский психолог Гордон Ньюфелд, автор этого термина и книги "Не упускайте своих детей", убедительно доказал, что эти амбициозные дети в силу своей незрелости еще не умеют заботиться друг о друге, обеспечивать пространство для личностного роста или безусловное приятие друг друга. И начинается формирование бандитской среды: кто-то диктует модель "авторитетности", позаимствованную из семьи, кто-то подчиняется, а кто-то подражает ему "по приколу". То есть все, как у Чака Поланика в романе "Бойцовский клуб", ставшим настольной книгой сначала субкультурного движения, не принимающего ценности общества потребления, а теперь и субкультуры агрессирующих подростков. С той лишь разницей, что ребенок получает не смыслы. Он до отторжения ценностей сверхпотребления не дорос. Он получает кальку - "безопасность стаи". Хотя его настоящая безопасность - задача взрослых. Они должны дать ребенку ощущение надежной привязанности и чувство того, что он любим. А не передавать ему по эстафете гонку за ценностями потребления, часто генерируемыми родителями как "успех".

Кадр из фильма "Бойцовский клуб". Фото: kinopoisk.ru

Поскольку такой защищенности у подростков, попавших в банды, нет, появляется и закрепляется вторая причина относительной жизнестойкости таких банд: детские травмы и свою недолюбленность подростки лечат агрессией. Свою неважность и незначимость дети компенсируют нападением на других, повышая свою самооценку не созиданием (не научили!), а агрессией. Часто списанной с образа жизни своей семьи или двора.

Понятно, что ребенок должен быть ориентирован на близких взрослых, особенно в пубертатный период, так как только близкие взрослые могут привнести моральные ценности в его мировоззрение, а никак не ровесники. Ведь ровесники чаще всего следуют за природными инстинктами, за агрессией, неизбежной в этом возрасте. Поэтому "значимым взрослым" причины попадания их детей в агрессивную среду надо искать в себе. Затем возвращать ребенка (что возможно, если между родителем и ребенком есть контакт). Взрослый должен понимать мысли ребенка и правильно считывать подаваемые им сигналы. Ни в коем случае не надо паниковать по поводу изменения внешнего вида подростка - его тяги к черной одежде, появлению пирсинга, тату или смены цвета волос. Важнее не потерять каналы общения и доверия. Или терпеливо восстанавливать их. Не забывая, что в банде ребенок часто ( даже если он в числе лидеров) просто расходный материал.

Восстановив общение, важно отказаться от тотального контроля и нравоучений, больше времени уделять бытовым семейным делам и досугу, прививать здоровые увлечения и делиться опытом "поисков себя", даже негативным. Поздно критиковать подростка или отвергать его интересы, важнее разобраться в том, что ему близко. Понять суть увлекшей его идеологии (даже если это "закон стаи") и что она ему дает. То есть надо бороться не с человеком, а с идеологией агрессии, мягко указывая подростку на ее природу. Впрочем, в ряде сект (а банды, даже школьные, - это секты) вербовка сторонников идет жесткими методами. Угнетают личность, ломают психику, навязывают чужое мировоззрение. Тут уговоры не помогут, придется силой прервать все контакты ребенка с бандой, иногда вплоть до смены места жительства. Такие группировки часто сильнее родительского авторитета.

История вопроса: Что показывали исследования скинхедов в начале нулевых - читайте в материале "РГ"