
Разработкой уникальной машины занимаются научные коллективы из ДГТУ, Московского политехнического университета и конструкторское бюро завода "Ростсельмаш".
Прототип трактора сочетает гибридный двигатель, пневматическую тормозную систему и возможность управления с планшета. Особенностью модели стал опытный образец синхронного электродвигателя с аксиально расположенным магнитным полем. В будущем инженеры планируют полностью электрифицировать трактор: заменить двигатель внутреннего сгорания на электромотор, добавить аккумулятор и перейти на пультовое управление. Это повысит продолжительность работы и скорость подзарядки машины.
В ходе полевых испытаний инженерам-конструкторам пришлось решать задачу по внедрению не зависимой от интернета системы управления трактором и разрабатывать помехозащищенный канал связи. Для этого пригодились наработки военных, которые используют роботизированные комплексы и дроны на СВО.
"В Ростовской области существует серьезное влияние на интернет, что может негативно сказаться на связи машины со спутниками и другими системами. Поэтому разрабатываются технологии, позволяющие управлять автомобилем без интернета и связи с внешними системами", - рассказал директор инженерной школы ДГТУ Владислав Пигенко.
Новый трактор применялся в различных сельхозработах - поливке, внесении средств защиты растений и др. Однако потенциал новой машины, по словам инженеров, гораздо выше. Трактор может использоваться не только для обработки почвы и уборки урожая, но и для строительных, дорожных и коммунальных работ.
Экономическая выгода от его использования заключается в росте производительности. По оценкам, за одну смену он способен обработать в 1,5-2 раза больше площади, чем обычный трактор, благодаря высокой точности движения и минимизации вспомогательных операций.
"Производство электрического двигателя также находится в стадии оптимизации. Гибридный трактор работает полную смену, то есть 24 часа, за счет накопления электроэнергии он экономит топливо. Время работы от батареи составляет около двух часов в зависимости от операции. Зарядка занимает от десяти минут до четырех часов в зависимости от режима работы", - добавляет Владислав Пигенко.
Пока уникальный трактор существует в единственном экземпляре, на котором отрабатываются технологические операции, точность навигации, автономность и системы компьютерного зрения. В планах на следующий год - модернизация гибридной системы двигателя для повышения доступности технологии малым сельхозпредприятиям.
Кстати
Еще в 2017 году в Ростовской области состоялись полевые испытания первого в России беспилотного зерноуборочного комбайна. Тестирование прошло на ячменном поле площадью 50 гектаров.
Комбайнеру все же пришлось регулировать режимы уборки - настраивать угол наклона жатки, скорость хода и т.п. Пока роботизированный комбайн способен в автоматическом режиме доходить до границ убираемого поля. После этого машина подает оператору сигнал, что он должен взять управление на себя, и останавливается.