По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), за январь - ноябрь розничные продажи алкогольной продукции сократились на 9,8% в годовом выражении - до 181,99 млн декалитров (дал). Снижение затронуло практически все ключевые категории, за исключением отдельных ниш, которые продолжают расти за счет перетока спроса.
Продажи водки за 11 месяцев снизились на 3,5%, до 66,313 млн дал, коньяка - на 9,1%, до 11,368 млн дал. Реализация алкогольной продукции крепостью выше 9% в целом сократилась на 1%. При этом ликеро-водочные изделия показали рост на 13,4%, до 16,675 млн дал, а сегмент слабоалкогольных напитков на фоне резкого повышения акцизов в 2024 году фактически обрушился - минус 87,6%, до 1,453 млн дал.
Участники рынка сходятся во мнении, что текущая динамика - результат не только ценового давления, но и более глубокой перестройки потребительского поведения.
По словам руководителя информационного центра Wineretail Александра Ставцева, нынешнее падение продаж алкоголя наблюдается не только в натуральном выражении, но и в денежном.
"Если раньше случался какой-то финансовый кризис, цены вырастали, продажи в штуках падали, а деньги все-таки сохранялись. Сейчас у нас денежный рост ниже инфляции. Это некая новая история", - отмечает эксперт. Такая ситуация наблюдается не только в алкоголе, но и во всех товарах массового спроса, что большинство экспертов связывает со сберегательной моделью поведения покупателя: при нынешних ставках по вкладам интереснее положить деньги в банк.
При этом падение продаж алкоголя распределяется неравномерно по категориям. "Спрос на градус никуда не делся", - подчеркивает Ставцев. Внутри категории идет активный переток: растут настойки, виски, ром, джин, коктейльные форматы. Даже в дорогих сегментах сохраняется спрос - например, на импортные вина, которые подорожали в разы. Одновременно сокращается ассортимент, прежде всего импортный, что дополнительно сдерживает продажи вина и игристых.
Президент гильдии "Алкопро" Андрей Московский связывает снижение продаж прежде всего с "бытовой математикой" домохозяйств. "Рост доходов у части населения не успевает за ростом цен на товары и услуги. В реальном бюджете это выглядит приземленно: сначала оплачиваются необсуждаемые статьи", - поясняет он.
В результате потребитель не столько отказывается от алкоголя, сколько меняет модель потребления: реже покупает импульсивно, чаще - "по поводу", выбирает более понятную ценность и активно заменяет категории.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отмечает, что после резкого спада в начале года продажи начали постепенно восстанавливаться: "Потребители потихоньку адаптировались к новым ценам". Однако этот эффект, по его словам, будет временным. Очередная просадка ожидается после утверждения новых минимальных розничных цен, подготовленных Минфином.
По имеющейся информации, с начала 2026 года минимальная розничная цена (МРЦ) бутылки водки может вырасти с 349 до 409 рублей, коньяка - с 651 до 755 рублей. Для бренди и аналогичной продукции МРЦ может составить 605 рублей за 0,5 л, что на 28% выше текущего уровня.
"По спиртным напиткам основная часть продается по ценам, близким к минимальным", - подчеркивает Шапкин, добавляя, что теоретически в январе в рознице еще могут сохраняться остатки продукции, произведенной по старым ставкам.
Но главное давление на рынок все же окажет рост акцизов, уже закрепленный в Налоговом кодексе. Ведь они касаются всего алкоголя, в отличие от минимальных цен, которые в свою очередь привязаны как раз к ставкам акциза.
С 1 января 2026 года акциз на алкоголь крепче 18 градусов увеличится с 740 до 824 рублей за литр безводного этилового спирта, на продукцию слабее 18 градусов - с расчетной базы 148 до 165 рублей. Существенно вырастут ставки на вино: для тихого - до 148 рублей за литр, для игристого - до 160 рублей. Однако для производителей отечественного вина сохраняется возможность получить налоговый вычет. Повышение затронет и пивную категорию, сидры, пуаре и медовуху.
По оценке Павла Шапкина, по итогам 2026 года продажи алкоголя однозначно уйдут в минус примерно на 8%: "В основном это коснется спиртного с минимальной розничной ценой, но и пиво тоже в минус пойдет из-за высокой цены". Он также не исключает усиления интереса к суррогатным и пограничным форматам - от виско-ромовых напитков до дешевых виноподобных продуктов. Также он прогнозирует продолжение роста производства сидра: контроль за категорией ослаблен - по сути, в нем может быть "все что угодно", кроме яблок, говорит Шапкин.
Ставцев считает, что новые акцизы "продолжат добивать водку" и смещать спрос в сторону ликеро-водочных изделий, псевдосидры, псевдопивные напитки. В этой ситуации остается под вопросом, что будет происходить с "серым" рынком алкоголя.
Кроме акцизов, на ситуацию могут повлиять и другие факторы: например, возможное дальнейшее повышение таможенных пошлин на спиртное из недружественных стран, отмечает Ставцев. Такие инициативы высказывались как по отношению к вину, так и по отношению к крепкому алкоголю.
По мнению Московского, в 2026 году тенденция на оптимизацию потребления алкоголя усилится. Рост акцизов и возможное повышение МРЦ "закрепят новую планку" для массовых сегментов. Итогом станет не только снижение продаж в литрах, но и дальнейший перекрой структуры спроса: "больше рациональности, больше замещений, меньше терпимости к просто дорогому без причины".
В этом смысле алкогольный рынок становится отражением более общего тренда. "Это даже не про алкоголь. Это про то, что для потребителя в 2026 году главное слово будет "приоритеты", - резюмирует эксперт. И алкоголь, как показывает практика, оказывается одной из первых статей, которую можно оптимизировать без ощутимого снижения качества жизни.