- Конечно, были просмотрены все варианты, которые мы можем применить. Газогенератор - это сердце любого двигателя. Рассматривались газогенераторы ПД-14 и ПД-8. Результаты исследований показали: создание силовой установки для сверхзвукового самолета на их базе нецелесообразно. Причина? Из-за необходимости существенной доработки: выполнение требований по экономичности, экологичности, надежности и ресурсу соизмеримо с разработкой нового двигателя.
Вообще двигатель любого самолета проектируется под то, как этот самолет будет летать. Подбираются соответствующие сплавы, диски, профиль лопаток и т.д. Технически можно взять универсальный газогенератор и на его базе проектировать разные семейства двигателей. Но это не про сверхзвук. Здесь отдельная история, которая отличается кардинально.
- Какие технические проблемы сегодня решают конструкторы сверхзвукового мотора: экология, ресурс, характеристики?
Андрей Козлов: Почему проблемы? Это задачи, или вызовы, которые стоят перед разработчиками не только силовой установки, но и самолета в целом. Сложно поставить определенный приоритет: решать все придется в комплексе, находя компромиссные варианты. Так, ИКАО рассматривает ужесточение требований по нормам шума вблизи аэропортов. Нас, двигателистов, в этой связи волнует решение вопроса снижения шума реактивной струи силовой установки во время взлета. Если проще: здесь возникают технические моменты, связанные с оптимальным размещением двигателей, экранированием планера.
В ЦИАМ имени П.И. Баранова рассматривается компоновка, где двигатели располагаются не "под", а "над" крылом в хвостовой части. При этом задняя часть фюзеляжа экранирует струю на небольшом расстоянии от среза сопла. Сложно пояснить простыми словами: специалисты понимают, о чем речь. Шум можно уменьшить за счет увеличения степени двухконтурности двигателя, но это влечет утяжеление всей конструкции. А за каждым процентом лишнего веса - сокращение дальности полета.
Интервью с генеральным директором ЦИАМ имени П.И. Баранова Андреем Козловым читайте в "РГ" на полосе "Наука".
