
При этом по сообщениям источников, на встрече поднимался вопрос о продлении полного запрета на экспорт бензина до конца февраля 2026 года. Против выступили нефтяные компании. Окончательное решение принято не было или о нем пока не объявлено официально.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, компании говорят о затоваривании внутреннего рынка уже сейчас, как нефтебаз, так и цистерн РЖД. Доводы компаний - затоваривание приведет к снижению объемов нефтепереработки. Но Правительство стремится накопить запасы топлива, и минимизировать риск новых массированных атак БПЛА по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
Правительство считает, что профицит будет способствовать снижению цен. Ведь по итогам 2025 года цена в рознице на бензин выросла у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые обеспечивают весь производственный цикл от добычи нефти и ее переработки, до продажи готового топлива на своих АЗС, на 9,5%, у независимых - на 11.5%. И это при официальной инфляции 5,31% (к 8 декабря по Росстату), уточняет Станкевич.
По мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, правительство хоть и продолжает регулировать топливный рынок в "ручном режиме", но теперь старается действовать на опережение. Да, сейчас цены падают в опте и снижаются в рознице. Мы находимся в периоде низкого спроса, но уже в конце зимы он начнет расти. Дизельного топлива мы производим значительно больше, чем потребляем, а бензина - "на тоненького". Поэтому регулятор старается принять превентивные меры, считает Гусев.
Как замечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, регуляторы могут опасаться дефицита на внутреннем рынке, даже несмотря на частичную стабилизацию выпуска топлива: если в августе производство нефтепродуктов в России сократилось на 4,2% в сравнении с предыдущим месяцем, а в сентябре - снизилось на 5%, то в октябре - увеличилось только на 6,6% (данные Росстата). Риски новых внеплановых ремонтов на НПЗ по-прежнему в силе, что и подталкивает регуляторов к пролонгации запрета. Тем более, что исторически профицит на рынке бензина не превышал 15%, тогда как на рынке дизеля он составлял около 50%.
Полный запрет на экспорт бензина действует в России с 1 сентября 2025 года и пока до 31 декабря. На этот же период пришелся самый сильный взлет цен на бензин на АЗС и котировок на бирже. С декабря, по мере сезонного снижения спроса биржевые котировки опустились до уровня весны-лета 2025 года, розничные цены немного просели.