
Объяснение самим пробкам простое. Именно в последние дни уходящего года множество москвичей отправляются по магазинам. Одни за подарками, другие заранее запасаясь разными деликатесами на праздничный стол. Еще это самое время для проведения корпоративов, которых хотя сейчас проводится меньше, но все-таки далеко не все коллективы отказались от возможности сказать друг другу теплые слова за уже сделанную работу в этом году и поделиться планами в будущем. А для кого-то из горожан важно просто увидеться хотя бы накоротке и поздравить друг друга с наступающим праздником. Одним из тех, кто попал в самую первую предновогоднюю пробку, оказался эксперт в области организации транспортной среды, профессор НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. "Два часа ехал на такси там, где еще день назад хватало 30 минут, - рассказал он "РГ". - Но вариантов не было - в промзоне ждали дела. Городской транспорт туда не ходит, пешком тоже не дойдешь - тротуара нет. Остальным горожанам могу дать совет один: пересаживаться на общественный транспорт, в ближайшие пару недель на дорогах будет очень тесно".
Предновогодние пробки, говорит эксперт, это словно привет из прошлой "дособянинской" Москвы. Тогда москвичи томились в заторах, потому что машин в городе было больше, чем дорог для них. За четырнадцать лет улично-дорожная сеть в городе выросла на 25 процентов - по площади новые дороги сравнимы с территорией четырех МКАД.
Совсем другим стал и общественный транспорт - чистым, удобным и прогнозируемым, по тому, как электробусы приходят на остановки, сейчас можно часы сверять. "Собственно, это и стало главным аргументом в пользу общественного транспорта, - продолжает Михаил Блинкин. - Даже я, заядлый автолюбитель, часто выбираю метро или МЦК, если вижу, что могу подъехать прямо к нужному адресу".
Но пробки перед новогодними праздниками - другое дело. В это время к пяти миллионам столичным автомобилей добавляется еще миллион с лишним иногородних машин. Это пиковая логистическая активность, связанная доставкой товаров, пиком поездок жителей соседних областей в столицу за подарками. Ну и зима, конечно, добавляет сюрпризов - всю первую декаду в городе было тепло и сухо, а тут и снег пошел, и морозец ударил.
По словам главного редактора журнала "За рулем" Максима Кадакова, заторы начались еще и из-за вводимых местами перекрытий. "Любое ЧП на дороге, при котором перекрывают полосу, становится причиной образования внушительных пробок. Чтобы не попасть в коллапс, в последние недели декабря лучше вообще не выезжать на машине", - считает он. Согласен с этим и председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов. Он считает, что основные заторы начнутся в городе с 16-17 декабря, ориентировочные часы пик с 15.00 до 21.00 в будни, в выходные дни больше машин ожидается уже с полудня.
По данным статистики Центра организации дорожного движения, в 2023 году десятибалльные пробки на дорогах были 22-29 декабря, в 2024 году - заторы начались с 16 декабря, а закончились к 27 декабря.
Ожидается, что заторы в этом году возможны на подъездах к крупным торговым центрам и гипермаркетам. Забиты будут так же дороги, ведущие к аэропортам и вокзалам города.
Специалисты рекомендуют всем, кто планирует поездки по городу на личном транспорте в декабре, выезжать в утренние часы выходных или в ночные часы будней, а также следить за ситуацией на дорогах с помощью онлайн-сервисов.