Народный артист Башкирии Салават Нурисламов отметил юбилей ролью Наполеона

В Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима прошли премьерные показы спектакля "Все могло бы быть иначе…"
Дмитрий Айчуваков

Лирическая комедия по пьесе Иржи Губача "Адъютантша Его императорского величества, или Корсиканка" стала бенефисом народного артиста Башкортостана Салавата Нурисламова, отметившего 50-летие.

Фото: Дмитрий Айчуваков

Он предстал перед зрителем в образе Наполеона в самый безрадостный период жизни на острове Святой Елены. От былого величия некогда могучего императора не осталось и следа. Теперь он ссыльный. Сюртук рваный, сапоги жмут, на ужин нечего есть, так как мясо доставили испорченное, хлеб съели крысы, а новые продукты купить не на что - все ценное давно продано местному населению, которое уже ест на золоте. И тут на остров прибывает энергичная и неунывающая женщина - корсиканка Жозефина Понтиу (Елизавета Набиева), чтобы предъявить Наполеону счет за убитого в сражении мужа, за четверых голодных сыновей, названных Наполеонами, за вдовье горе и слезы. И только после череды смешных, грустных и нелепых ситуаций женщина признается, что отправилась за три тысячи миль от дома не ради наживы, а для поддержки опального императора, которым восхищается, чтобы хоть на старости лет он почувствовал себя счастливым.

Видя, что Наполеон погряз в прошлом, она призывает его не хныкать по поводу того, что было, а радоваться тому, что есть. Ее философия проста: "В сущности, все равно чему радоваться: императорскому величию или чудесному дню. Радость всегда одна. Она или есть, или нет". Вопреки запрету, Жозефина устраивает вечеринку в честь 15-летия со дня коронации Наполеона, зовет музыкантов, чтобы все слышали, что император не пал духом. А ему самому велит петь, чтобы не печалиться.

В спектакле есть еще несколько персонажей, но основной диалог происходит между Наполеоном и Жозефиной. Публика с интересом следит за развитием их отношений, особенно со стороны Наполеона, который поначалу принимает незваную гостью в штыки. Она его страшно раздражает, но все меняется, когда Бонапарт узнает, что Жозефина корсиканка, более того, из того же городка, что и он сам. Общие воспоминания сближают их, и вот уже он назначает ее генералом. Правда, под командованием новоиспеченного генерала лишь козы, но мало-мальски она налаживает быт и, что важнее, настраивает бывшего властителя половины мира на то, что с потерей величия, славы и власти жизнь не заканчивается, а личность не перестает ею быть. Жозефина возвращает императору чувство собственного достоинства. Он снова может любить. И в этом смысле спектакль приближается к притче, а выставленный в качестве огородного пугала консульский мундир Наполеона символизирует идею, что атрибуты власти ничего не значат вне контекста.

Спектакль назван "Все могло бы быть иначе…", чтобы обозначить мысль о невозможности изменить обстоятельства. Кроме того, режиссер-постановщик - худрук театра, заслуженный деятель искусств РБ Мусалим Кульбаев сократил двухактную пьесу до одного действия, внеся в него собственное видение времени и места, что нашло блестящее воплощение в сценографии (художник - заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязева). О том, что сцена - это остров, говорит и шум морских волн, и качающиеся на ветру сети, и сломанные лодки, одна из которых служит складом бутылок и кроватью одновременно. О былой славе напоминает трибуна в виде огромной треуголки. Обстановку последнего приюта императора составляют сколоченный из досок стол, бочка, ведро и… современное офисное кресло, а также радиола. Последние два предмета призваны подчеркнуть вневременность происходящего.

Что касается музыкального оформления (Ульяна Чарыева), то оно является украшением спектакля вкупе со сценографией и светом, создающим ту самую атмосферу, в которой происходящее на сцене воспринимается как реальное.

Как отметил Мусалим Кульбаев, пьеса позволяет взглянуть на жизнь и судьбу человека и политика планетарного масштаба с неожиданной стороны.

"Император Наполеон предстает перед зрителями обыкновенным, уставшим, разочарованным во многом человеком, безрадостно коротающим свои дни… И только неожиданная встреча с женщиной на острове Святой Елены переворачивает его размеренный тюремный распорядок с ног на голову, возвращает ему веру в себя, чувство собственного достоинства и даже, не побоимся этого слова, смысл жизни… Иржи Губач предпринимает интереснейшее исследование о том, есть ли жизнь после славы и чем безусловные истинные человеческие ценности отличаются от иллюзорных и проходящих", - отметил он.