
Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский особо отметил: работа, которую провели сотрудники музея, не имеет ничего общего с "торговой" реставрацией, задача которой "сделать картину красивой". Этот принципиальный момент подчеркивает и художник-реставратор музея Виктор Коробов, для которого, по его собственному признанию, "Жертвоприношение Авраама" оказалось самым сложным произведением за многие годы практики.

- Хорошая реставрация - это когда картина выглядит на свой возраст. Не нужно создавать иллюзию, что она только что вышла из мастерской художника, - говорит он. И объясняет: за четыре столетия полотно Рембрандта находилось в самых разных условиях, дважды реставрировалось - в 18 и 19 веках, поверх авторской живописи было обнаружено еще пять слоев и разнообразных напластований… Кстати, во многом поэтому традиционно "Жертвоприношение Авраама" воспринималось монохромным, но когда специалисты сняли все лишнее, увидели: замысел художника оказался гораздо разнообразнее: позади героев раскинулся пейзаж в самых его разных проявлениях - горы, плато, водные потоки, пламя и искры от жертвенного костра…
Здесь нельзя не напомнить и сам пронзительный сюжет, вдохновивший Рембрандта. Бог послал праотцу Аврааму испытание, повелев принести в жертву своего единственного и любимого сына Исаака. Три дня Авраам с Исааком шли к горе, на которой необходимо было совершить указанное свыше. Вдуматься только: что пережил отец за эти три дня? Что пережил, когда сын спросил: "Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?" Но так крепка была вера Авраама, что он устраивает жертвенник и вот уже заносит лезвие, чтобы заколоть сына, закрывая широкой рукой ему глаза и лицо… Как вдруг его останавливает ангел.
Именно этот момент - самый острый, кульминационный - и запечатлел в своей работе художник. У Рембрандта здесь все буквально пульсирует: ангел не просто призывает, он деятельно перехватывает руку Авраама, и из нее выпадает нож - он изображен прямо в полете, запрокинутая голова Исаака застыла и в покорности, и в сопротивлении…

- Это действительно вселенская сцена. Сталь ножа сияет в воздухе, взгляд Авраама, полный и страха, и обращения к небесам, следы слез на его щеках и одинокая слезинка, застрявшая в седой бороде… Мы почти чувствуем его прерывистое дыхание. "Жертвоприношение Авраама" - не просто шедевр, эта картина открыла новую страницу в живописи, такого мировое искусство до той поры не знало, - рассказывает куратор выставки Ирина Соколова.
В небольшом зале размещены снимки, позволяющие рассмотреть сложнейшую реставрацию поэтапно, сравнить - до и после, и даже узнать кое-какие тайны: например, какой секрет хранит большой палец Авраама на руке? Но все это - пусть важные, любопытные, а все же - детали, которые поражающий воображение рембрандтовский шедевр оставляет в тени. Как великий смысл, не требующий пояснений.

Увидеть "Жертвоприношение Авраама" можно до 18 января 2026 года в Аполлоновском зале, а после закрытия выставки картина вернется в постоянную экспозицию Зала Рембрандта в Новом Эрмитаже.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
- "Жертвоприношение Авраама" - не только великая картина великого художника; это великая история, лежащая в основе всей европейской цивилизации; библейский рассказ о Боге, не давшем Аврааму выполнить приказ о принесении в жертву своего сына, определивший стилистику европейской литературы.
В зале Рембрандта "Жертвоприношение Авраама" висит напротив "Возвращения блудного сына" (это уже евангельское обращение к истории об отце и сыне), дальше - "Снятие с креста" (Бог Отец и Бог Сын) и "Даная", сын которой убивает своего деда. Это и есть эрмитажный рассказ о Рембрандте - целая композиция самых разных смыслов. И мы очень рады, что помогаем посетителям их считывать.