Пароль: ОБЭРИУ

В Петербурге приглашают в гости к Хармсу и Введенскому
Великолепный интерьер старинной петербургской квартиры: лепнина, камины, высокие окна. Правда, интерьер этот специально не обжит: обои не поклеены, а стены не покрашены и расчищены до бетона и местами даже до дранки. Минимум мебели. В ванне плавают большие рыбы. А в дивной комнате неправильной формы только один экспонат: записка Александра Введенского семье - вероятно, последний текст большого поэта.
Ближайшие три месяца квартира будет действовать как экспозиционное пространство, здесь открыта выставка "Комнаты ОБЭРИУ", составленная из семи частных коллекций.
Ближайшие три месяца квартира будет действовать как экспозиционное пространство, здесь открыта выставка "Комнаты ОБЭРИУ", составленная из семи частных коллекций. / Предоставлено музеем ОБЭРИУ

В центре Петербурга, на Петроградской стороне (Съезжинская, 37), открылся музей ОБЭРИУ. Группа ленинградских поэтов и писателей, назвавшая себя почти сто лет назад "Объединением реального искусства", сделала огромное дело: обновила русскую словесность, предвосхитила очень многое в искусстве.

Но советский читатель об этом узнал гораздо позже: самые значительные произведения ОБЭРИУтов были опубликованы посмертно. Их наследие оказалось на волне интереса уже в перестройку. Исключение - довоенные стихи Александра Введенского, Даниила Хармса или Николая Олейникова, сочиненные для детских журналов. Для поэтов это был заработок, а свои "серьезные" стихи они писали в стол.

До недавнего времени это пространство было обычной питерской коммуналкой. Квартиру приватизировали лишь в 2017 году. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

При том, что сегодня интерес к творчеству участников ОБЭРИУ - и их круга - очень сильный, не скажешь, что они вписаны в музейную карту города. Что в Петербурге создано какое-то их "место памяти". Исправить это решил новый музей. Его площадкой стала квартира, где когда-то жила семья Введенского. Эта квартира выкуплена у прежних владельцев, двоих собственников.

- С Андреем Гнатюком, основателем и директором музея, мы давно увлекаемся ОБЭРИУ: он больше Хармсом, я - Введенским, - рассказала "РГ" Юлия Сенина, куратор музея. - Рассмотрев разные места, связанные с ОБЭРИУ, например, где жил Хармс или Липавский, мы поняли, что квартира Введенских лучше всего подходит для музея. Она сохранилась в наиболее подлинном виде. Здесь не было капитального ремонта, который стер бы следы присутствия наших героев, квартира считалась аварийной, и в нее не вкладывались. Но это и спасло ее уникальное пространство.

Когда-то квартира полностью принадлежала Введенским. В конце 1920-х их уплотнили, и она стала коммуналкой. Поэт Александр Введенский жил здесь до 1936 года, то есть до того, как переехал в Харьков. Последний из семьи Введенских здесь перестал жить в 1948 году: это Александр Левитан, муж сестры поэта Евгении Ивановны, умершей в 1946-м от последствий блокады.

До недавнего времени это пространство было обычной питерской коммуналкой. Квартиру приватизировали лишь в 2017 году. Как архитектурное пространство сейчас она представлена в максимально подлинном, "расчищенном" виде, где нет ничего лишнего. Но тем сильней видны следы присутствия прежней жизни. Так, при реставрации удалось обнаружить карандашные отметки роста кого-то из детей Введенских.

Новый музей задуман не как мемориальная квартира поэта Введенского, но как пространство памяти всего содружества ОБЭРИУ. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

- Нам нравится это состояние аутентичности, - рассказала Юлия Сенина. - На голой стене вы можете увидеть оставленный нами фрагмент подлинных обоев 1930-х годов. И этот клочок, на мой взгляд, действует на зрителя гораздо сильнее, чем если бы мы напечатали обои по этому образцу и обклеили стены. Нам не хотелось уходить в реконструкцию, создавать еще один музей быта, наполненный вещами той эпохи, но купленными в комиссионках. В этом не было бы правды.

Новый музей задуман не как мемориальная квартира поэта Введенского, но как пространство памяти всего содружества ОБЭРИУ. Участники его, к слову, часто здесь собирались - приходили к поэту в гости. Ближайшие три месяца квартира будет действовать как экспозиционное пространство, здесь открыта выставка "Комнаты ОБЭРИУ", составленная из семи частных коллекций. В силу исторических обстоятельств многие артефакты, связанные с этим творческим объединением, находятся в разных частных собраниях.

Но и своя коллекция у нового музея есть. В нее входит, например, принадлежавший Введенским шкаф, который уже можно увидеть. Он передан прежними владельцами.

Бриллиантом собственной коллекции можно назвать семейный фотоальбом, который подарил музею племянник поэта, известный пианист Евгений Левитан. Он умер в августе, но в этой квартире, где он родился и прожил первые три года, в связи с открытием музея успел побывать. Также он подарил вазу, которая происходит из этой квартиры. А уже после смерти Евгения Александровича его сын, священник Борис Левитан, передал музею рояль своего отца. Привезенный из Челябинска рояль, как и "многоуважаемый шкаф", уже стоит в этих стенах.

При том, что сегодня интерес к творчеству участников ОБЭРИУ - и их круга - очень сильный, не скажешь, что они вписаны в музейную карту Петербурга. Исправить это решил новый музей. Елизавета Боярская в новом пространстве ОБЭРИУ. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

Сейчас каждая комната отведена под экспонаты той или иной коллекции. В гостиной - редкие детские книжки 1920-30-х из собрания Константина Эрнста. В соседней комнате - предметы из коллекции издательства "Вита Нова", включая тот самый чемодан Якова Друскина, в котором он во время блокады вывез из пострадавшего от бомбежки дома архив Даниила Хармса, где были и тексты друга Даниила Ивановича - Введенского.

Одна из комнат названа "кабинетом": здесь находился гинекологический кабинет Евгении Поволоцкой, матери Введенского, которая была уважаемым в Ленинграде гинекологом и принимала на дому. Сейчас здесь закономерно представлены фотографии Евгении Ивановны, а также членов семьи и друзей - все это из коллекции Галеев-Галереи.

Галеев-Галерея предоставила и карандашную записку Введенского 1941 года, которую ему удалось передать семье, когда его арестовали. Записка висит сейчас в комнате, где жил Введенский. Эта комната необычной формы - неправильной трапеции, сужающейся к одному-единственному окну, и напоминает скорее о сценическом павильоне к какому-то современному спектаклю.

Выставка "Комнаты ОБЭРИУ" - повод для первого знакомства посетителей с этим пространством. Это первый жест нового музея, который еще находится в поиске, в процессе своего формирования. Далее музей будет развивать свою концепцию, искать собственные форматы, экспериментировать. Возможно, это пространство будет использоваться и как место для инсталляций, перфомансов, спектаклей. В перспективе и создание на базе музея исследовательского института, где будут изучать наследие участников ОБЭРИУ.