Оглашение официальных итогов было сделано в понедельник 15 декабря лично специальным прокурором Чо Ын Соком, который, согласно неофициальным оценкам, руководил самой важной спецгруппой следователей. Ему поручили разобраться в обстоятельствах введениях военного положения. Параллельно работал еще один спецпрокурор, который вел обвинения в отношении супруги экс-президента Юна Ким Гон Хи, третий их коллега занимался расследованиями обстоятельств гибели морпеха и попыток переложить ответственность на других лиц.
В итоге в рамках расследования спецпрокурора Чо Ын Сока обвинения предъявлены 27 лицам - экс-президенту, бывшему премьер-министру, членам правительства, сотрудникам администрации президента, военному и полицейскому руководству, а также политикам.
Первым судебным ориентиром для всей серии процессов, как ожидается, станет приговор по делу бывшего премьер-министра Хан Док Су, оглашение которого назначено на 21 января. Он обвиняется в пособничестве мятежу и, по версии спецпрокурора, не выполнил обязанность по сдерживанию незаконного введения военного положения. Прокуратура запросила для него 15 лет лишения свободы. Этот приговор станет первым юридическим решением по делам о мятеже и может задать тон для последующих процессов.
Центральное место в расследовании занимает дело экс-президента Юн Сок Ёля, которого спецпрокурор трижды привлекал к уголовной ответственности. В настоящее время в суде уже рассматривается дело о злоупотреблении властью и воспрепятствовании осуществлению должностных полномочий, связанное с созывом неполного заседания Государственного совета накануне введения военного положения и уничтожением официальных документов после его отмены.
Еще два дела, включая обвинения в организации провокаций против КНДР с целью создания предлога для введения чрезвычайного режима, ожидают начала полноценного судебного разбирательства.
Отдельным блоком выделено дело о предполагаемом использовании беспилотников для проникновения в Пхеньян. По версии следствия, экс-президент, бывший министр обороны Ким Ён Хён и экс-глава военной контрразведки Ё Ин Хён стремились спровоцировать рост военной напряженности, чтобы использовать ее как обоснование для введения военного положения. Рассмотрение этого дела начнется в январе, при этом часть слушаний планируется провести в закрытом режиме из-за наличия сведений, составляющих государственную тайну.
Подчеркнуто, что Юн начал готовиться к введению военного положения до октября 2023 г., на что указывают его неоднократные высказывания о наличии у него "чрезвычайных полномочий", показания свидетелей, а также кадровые перестановки и назначения в армии. В частности, он убрал с поста министра обороны и других ключевых должностей тех людей, которые заранее обозначили свою оппозицию идеи введения в стране военного положения. Целью мятежа являлось подавление оппозиции силовыми методами, монополизация и удержание власти. В планах у Юн Сок Ёля было установление мощной диктатуры посредством контроля органов законодательной, судебной и исполнительной властей, мобилизации армии и создания нового чрезвычайного органа.
Отмечено, что супруга президента Юн Ким Гон Хи не участвовала в процессе введения военного положения, а наоборот, согласно показаниям, устроила мужу скандал за его действия. По словам свидетелей, она кричала, что Юн "все испортил и разрушил". Ким же уже грозит 15 лет тюрьмы за коррупцию, манипуляцию акциями и вмешательство в политику.
В рамках расследования также рассматриваются дела бывших министров и высокопоставленных чиновников, обвиняемых в содействии введению военного положения, включая эпизоды с приказами о прекращении подачи электро- и водоснабжения СМИ, попытками политического вмешательства спецслужб и препятствованием голосованию Национального собрания за отмену чрезвычайного режима. В отношении ряда фигурантов судебные процессы стартуют в ближайшие недели.
Таким образом, завершение расследования и передача дел в суд ознаменовали переход дела о введении военного положения в новую фазу - фазу судебных разбирательств, исход которых может иметь долгосрочные политические и правовые последствия для Южной Кореи. Ожидается, что большинство главных приговоров суд вынесет в начале следующего года - в январе-феврале.