Какие темы оказались слабыми местами педагогов? В МФТИ выяснили, где у учителей "зоны роста"

В МФТИ выяснили, какие темы оказались слабыми местами учителей
Эксперты проекта "Наука в регионы" провели исследование, чтобы узнать, есть ли у учителей профильных и предпрофильных классов так называемые дефициты в понимании углубленного содержания учебных программ. То есть выявить темы, в которых есть куда расти, - зоны профессионального роста. На вопросы по физике, математике, биологии, химии и информатике отвечали педагоги из 61 региона. Выяснилось: из более чем 1400 учителей правильно ответили на все вопросы теста только единицы.

Пора бить тревогу?

По словам руководителя Центра образовательных инноваций и технологий Института биофизики будущего МФТИ - организатора проекта "Наука в регионы" Юлии Андреевой, задача такой диагностики - не расставить учителям оценки, а честно зафиксировать профессиональные дефициты и на их основе выстроить программы профессионального развития.

- Речь идет не о том, знает ли учитель свой предмет в принципе. Диагностика не оценивает личность педагога и не маркирует его "сильным" или "слабым", - отметила Андреева. - Она фиксирует, насколько профессиональные компетенции охватывают углубленную программу - ту, с которой работают профильные классы, кружки, специализированные треки, важные для технологического развития страны.

Несмотря на то что на сто процентов с тестом справились немногие, средний процент правильных ответов оказался достаточно высок: 83% по биологии, 89% по информатике и химии, 86% по математике, 85% по физике. Что касается максимальных баллов, то по биологии их не набрал ни один учитель, по химии - только один педагог. Вплотную к верхней планке подошли пять человек по информатике, 13 учителей по математике и 19 учителей по физике.

Отметим: содержание тестов принципиально выходило за рамки базового школьного курса. Задания формировались на базе рекомендаций Минпросвещения по углубленным программам для профильных классов, дополнительных занятий и внеурочной деятельности.

Но это и не олимпиадные "головоломки", а задания уровня "учитель должен это уметь, чтобы передать ученику". Ученики профильных классов могут решить такие задачи, если педагог сам уверенно ориентируется в материале.

Какие темы оказались самыми "дефицитными", а по каким знаний в достатке?

В биологии сильными оказались анатомия и экология, а слабые места - функции органелл, процессы внутри клетки и работа с ДНК.

В информатике педагоги лучше справляются с типами данных, но хуже - с алгоритмами и логическими преобразованиями.

В математике сильнее теория чисел и тригонометрия, слабее - стереометрия и теория графов.

В физике уверенная зона - кинематика, проблемные - термодинамика, электродинамика и геометрическая оптика.

В химии сильна классическая реакционная часть, но заметны провалы в биохимии и тематике тепловых эффектов реакций.

Конечно, с точки зрения самих учителей, диагностика - неизбежный стресс: поколение педагогов привыкло к "оцениванию", и любой тест воспринимается как экзамен. Но в диагностике от МФТИ смысл другой.

- Нет ничего страшного в том, чтобы признать наличие дефицитов. Это норма живой профессиональной среды. Просто эти данные нужно использовать для "настройки" программ повышения квалификации, для методических вебинаров и интенсивов, а периодический мониторинг в течение учебного года должен показать, где есть положительная динамика, а где требуется дальнейшая проработка и поддержка, - подчеркнула Юлия Андреева.

Образование