
Стратегическая решимость задает направление развития. Система пятилетних программ возникла из практики строительства в первые годы после основания Нового Китая и стала важным инструментом управления государством Коммунистической партией Китая. В Китае говорят: "Всякое дело, если оно заранее подготовлено, увенчается успехом, а если не подготовлено - провалится". Исходя из общего планирования построения социалистической модернизации, Коммунистическая партия Китая разбила этапы достижения "столетних целей" развития на непрерывные последовательные пятилетние задачи. С периода первого по пятый пятилетний план в Китае была создана независимая и относительно полноценная промышленная система и система народного хозяйства. С шестого пятилетнего плана по тринадцатую пятилетнюю программу Китай осуществил исторический переход к социалистической рыночной экономике, страна также завершила всестороннее построение общества средней зажиточности, успешно реализовала первую из двух "столетних целей". Четырнадцатая пятилетняя программа открыла новый этап всестороннего строительства модернизированного социалистического государства, а китайская модернизация сделала новые уверенные шаги вперед. Предстоящий период пятнадцатой пятилетки является ключевым этапом для укрепления фундамента и всестороннего продвижения к осуществлению в основном социалистической модернизации. Он будет сосредоточен на закреплении и расширении преимуществ, устранении узких мест и ограничений, восполнении слабых звеньев и недостатков, чтобы добиться значительных прорывов в стратегических задачах, имеющих значение для китайской модернизации. Такая ступенчатая непрерывная модель управления через пятилетние программы демонстрирует значительное преимущество китайской системы, способной выходить за рамки краткосрочных интересов и ориентироваться на долгосрочное развитие, обеспечивая устойчивое продвижение к великому возрождению китайской нации и неизменно следуя данной цели.
Активация движущих сил развития происходит за счет скоординированных усилий. В условиях социалистической рыночной экономики пятилетняя программа представляет собой дружественный к рынку мягкий инструмент макрополитики, а не жесткие директивы на микроуровне. Он направлен на восполнение сбоев рынка, а не на его замену. Пятилетняя программа не только определяет стратегическое направление развития страны, но и в полной мере уважает решающую роль рынка в распределении ресурсов, обеспечивает здоровое взаимодействие "видимой руки" планирования и "невидимой руки" рынка. Как сказал футуролог Джон Нэйсбитт: "Городить лес и позволить деревьям расти". Развитие предприятий подобно росту деревьев: им нужна собственная сила, но также и благоприятная отраслевая экосистема. Это зависит от того, насколько государство способно обеспечить эффективную поддержку через системное планирование промышленной политики, перспективное развитие инфраструктуры и долгосрочное проектирование развития отраслей промышленности. Например, в двенадцатой пятилетней программе была поставлена задача формирования и развития семи стратегических новых отраслей, а тринадцатая пятилетка продолжила реализацию стратегии инновационного развития. Благодаря государственному руководству капитал, технологии, кадры и другие ресурсы были направлены в такие ключевые области, как возобновляемая энергетика, электромобили и беспилотные летательные аппараты, что способствовало переходу Китая от крупного государства-производителя к мощной стране интеллектуального производства. Такая модель координации между эффективным рынком и деятельным правительством не только стимулировала жизненные силы рыночных субъектов, но и обеспечила эффективную реализацию важных национальных стратегий, сформировала уникальную модель экономического управления с китайской спецификой.
Консолидация общих сил для развития реализуется через демократическую практику. Мудрость гласит: "Когда в доме тысячи дел, начинать нужно с самого срочного". Координирующая роль пятилетних программ является важной гарантией значительных достижений Китая в таких областях, как реализация крупных проектов инженерного строительства, прорывы в ключевых научно-технических направлениях, целенаправленная борьба с бедностью и продвижение "зеленого" развития. В то же время в процессе разработки пятилетних программ огромное внимание уделяется и активно учитываются реальные запросы населения и его ожидания в сфере развития. От предварительных исследований до подготовки проекта, от сбора мнений различных регионов и ведомств до открытого, публичного сбора предложений, от экспертных оценок до рассмотрения на заседании Всекитайского собрания народных представителей - каждый этап разработки пятилетней программы в полной мере отражает идею и практику народной демократии во всем процессе. В процессе реализации программ единое планирование центра и инновационные практики на местах дополняют друг друга. Это не только обеспечивает последовательное проведение государственной политики, но и мобилизует инициативу и творческий потенциал регионов и единиц низового уровня. Такой механизм принятия и исполнения решений, объединяющий действия верхнего и нижнего уровней властей и опирающийся на совместный поиск решений, гарантирует научную обоснованность, демократичность и выполнимость планов, в полной мере демонстрирует институциональные преимущества народной демократии во всем процессе. В Китае демократия пронизывает весь процесс - от разработки политики до ее реализации и контроля. Поэтому пятилетние программы являются не только "документом с задачами" национального развития, но и "мостом, соединяющим народы", они концентрируют мощную силу всего общества для совместного продвижения строительства мощного государства и дела великого возрождения китайской нации.
В настоящее время четырнадцатая пятилетняя программа подходит к успешному завершению, и вскоре начнется период пятнадцатой пятилетки. Социально-экономическое развитие Китая будет и далее продолжать двигаться вперед в соответствии с "дорожной картой" пятилетних программ, постоянно укреплять позитивную тенденцию к устойчивому и поступательному росту. Система пятилетних программ является не только важным ориентиром, направляющим развитие и прогресс Китая, но и восточной мудростью, которую Китай вносит в глобальное управление. Под стратегическим руководством председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина Китай и Россия, связанные отношениями всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху, неизменно рассматривают развитие своих стран и углубление практического сотрудничества в долгосрочной перспективе и со стратегической высоты, а также совместно идут по пути национального развития и возрождения. Китай готов вместе с Россией и далее укреплять сопряжение национальных стратегий развития, преобразовывать преимущества сотрудничества двух стран в движущую силу общего развития, совместно отвечать на глобальные вызовы и вносить еще больший вклад в улучшение благосостояния народов двух стран и в построение сообщества единой судьбы человечества.