"Пора переходить к реструктуризации". Решат ли налоговые каникулы проблемы угольной промышленности

Добыче угля продлили отсрочку по уплате налогов
Правительство продлило до марта 2026 года отсрочку по выплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и страховых взносов для угледобывающих предприятий. Также продлен запрет на применение мер взыскания по существующим задолженностям, кроме случаев банкротства.
REUTERS

Эти меры поддержки были введены в июне 2025 года на фоне обвалившихся до минимума мировых котировок угля. Действовали они до декабря, а теперь продлены, но всего на три месяца. Причем в конце ноября на Госсовете, посвященном ситуации в угольной отрасли, предлагалось продлить существующие меры поддержки на шесть месяцев, до июня 2026 года.

Налоговые каникулы помогут многим компаниям "остаться на плаву", но не выведут отрасль из кризиса, считают опрошенные "РГ" эксперты. Основные проблемы отечественных угольщиков связаны с низкими котировками угля на мировом рынке, дисконтом на наши сорта угля, высокой ключевой ставкой ЦБ, а также логистическими трудностями. За три месяца сложности с логистикой не решить, ставка ЦБ не опустится до приемлемых значений, а санкции не снимутся. В результате остается надеяться только на мировую конъюнктуру.

Как подчеркивает аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев, налоговые каникулы, конечно, не решают всех проблем угольщиков, но позволяют высвободить какую-то часть оборотных средств и меньше залезать в долги при высоких кредитных ставках.

По данным Росстата, за три первых квартала 2025 года угледобывающие предприятия сгенерировали убыток 360,8 млрд рублей при прибыли 51,6 млрд рублей. Сальдированный убыток - 309,2 млрд рублей. Для сравнения, за весь 2024 год убытки угольщиков составили 112 млрд рублей. По данным минэнерго, общий объем отсроченных для отрасли платежей с мая по ноябрь 2025 года составил 45 млрд рублей. По оценке ведомства, объем кредитов угольных компаний по итогам года составит рекордные 1,5 трлн рублей. Мировые котировки угля сейчас немного поднялись, но для их дальнейшего резкого роста предпосылок нет, хотя умеренное повышение цен возможно. Наши сорта угля продаются с дисконтом, что делает их поставки в лучшем случае малорентабельными. Проблема еще в том, что наиболее выгоден для отечественных компаний экспорт. Европа с 2022 года наш уголь не покупает, поэтому главным рынком стал Китай. Транспортные расходы компаний, добывающих уголь в европейской части России и на Урале, растут, а возможности отгрузок ограничены пропускной способностью железной дороги.

По данным Росстата на 2025 год, в угольной отрасли заняты около 150 тыс. человек и еще 500 тыс. работают в смежных отраслях. Кроме того, для многих городов, областей и даже целых регионов угольная отрасль - главный источник доходов местных бюджетов, которые формируются благодаря поступлению с налога на прибыль, а они сокращаются.

К примеру, в Кузбассе (основной угледобывающий регион) доходы по налогу на прибыль упали в 39 раз, с 94 млрд рублей до 2,3 млрд рублей. А в Республике Хакасия - в 166 раз, с 6 млрд 496 млн рублей до 39 млн. Такие цифры были озвучены на Госсовете, посвященном ситуации в угольной отрасли.

Эксперты не ожидают резкого роста мировых цен на уголь

Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов отмечает, что если в 2024 году убыточными называли около половины всех угольных предприятий, то сейчас показатель уже зашкаливает за 70%. Кардинально налоговые каникулы в отрыве от других мер поддержки угольной отрасли проблемы не решат, уверен эксперт. Фундаментальных факторов, которые влияют существенно на благополучие отрасли, два: цены на уголь на мировом рынке (а в ближайшие пару лет никто из аналитиков не прогнозирует вновь ценового ралли или даже существенного отскока), а также тарифы РЖД.

В отношении последнего, по мнению Котова, надо возобновить действие понижающих коэффициентов к тарифам на перевозки: 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля. Именно эти скидки в свое время помогли за короткие 20 лет превратить отечественную угольную промышленность из депрессивно-убыточной в растущую и рентабельную. Доступные тарифы тогда позволили экспортерам резко нарастить вывоз продукции за рубеж: экспортные объемы взлетели ракетой со скромных 37,8 млн тонн в 2000 году до 215,1 млн тонн на пике в 2021 году, подчеркивает эксперт.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что регуляторам пора переходить к активной реструктуризации отрасли, которая позволит угольной промышленности вновь стать рентабельной. Отказаться от подземной угледобычи и закрыть ряд убыточных угольных разрезов в Кузбассе и также в некоторых других регионах, которые расположены вдали от морских экспортных портов. Это подразумевает помощь шахтерам и их семьям - не только финансовую, но и с переездом, переобучением и поиском работы. Кроме того, нужно оказать активное содействие развитию инфраструктуры в тех регионах, где угледобыча будет расти, уверен эксперт.

С точки зрения Калачева, в условиях растущего бюджетного дефицита Минфин вряд ли может позволить больше, чем налоговые каникулы. Минэнерго предлагало продлить каникулы до 31 мая, но правительство согласилось только до 28 февраля. Во всяком случае, пока. Не исключено, что если ситуация на рынках не изменится к лучшему, то эту отсрочку будут еще продлевать. В апреле 2025 года, когда меры поддержки отрасли еще обсуждались, цены на уголь находились на самом дне: котировки угольных фьючерсов котировались в районе 95 долл. за тонну. После этого они немного отскочили и сейчас стабилизировались в районе 108-110 долл. за тонну. Это несколько улучшает рентабельность экспорта.