Госдума расширила понятие "туристский продукт"

Госдума приняла закон, который расширяет понятие "туристский продукт". Документ прошел второе и третье чтения. Как пояснил в комментарии "РГ" председатель Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев, для успешного развития туризма в России принципиально важно, чтобы все участники туристической отрасли говорили на одном языке.
Екатерина Лызлова/РИА Новости

Согласно пояснительной записке, изменения нужны с учетом современных тенденций развития туризма и правоприменительной практики.

В законопроекте туристский продукт - это комплекс услуг, предоставляемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, формируемого с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

При формировании туристского продукта в сфере внутреннего туризма и въездного туризма в состав такого продукта могут быть включены следующие дополнительные услуги:

  • перевозка туриста любым видом транспорта;
  • услуги экскурсовода (гида), в том числе оказываемые экскурсоводами (гидами);
  • услуги гида-переводчика, в том числе оказываемые гидами-переводчиками.

Сангаджи Тарбаев подчеркнул важность того, чтобы под словами "турист", "туризм" (въездной или выездной), "туристские услуги", "туристский продукт" и другими терминами все участники рынка понимали одно и то же. Это важно в том числе и с точки зрения формирования судебной практики, если спор об оказании услуг приходится разрешать в судебном порядке, заявил он.

"С понятием "туристский продукт" потребитель сталкивается, желая приобрести услуги, необходимые для организации выезда с постоянного места жительства в различных целях (лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, спортивных, деловых и др.), ради чего заключает договор с юридическим лицом, эти услуги предоставляющим, - пояснил парламентарий. - В настоящее время "туристский продукт" прописан как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в эту цену экскурсионного обслуживания) по договору о реализации турпродукта. В отношении выездного туризма это справедливо, особенно в условиях наложенных на нашу страну множества ограничений как в транспортной, так и в финансовой сферах. Вопросы бронирования мест размещения и перелетов, организация пересадок и трансфера до места отдыха, как и обязательства оперативно реагировать для разрешения возможных нестандартных ситуаций согласно стандартному договору о реализации турпродкута ложатся на туроператоров".

Говоря об актуальности норм, Тарбаев заметил, что сфера внутреннего туризма в России в это же время претерпела колоссальные изменения. "Постоянно появляются новые виды отдыха и активностей, новые маршруты, варианты размещения, множатся услуги, оказываемые в туризме. Новое звучание приобретают и вопросы безопасности туристов на отдыхе - отсюда такое пристальное внимание законодателей к принципам регулирования деятельности гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников. При этом вопрос перевозки постепенно утрачивает актуальность - многие туристы предпочитают добираться до начала маршрута или мест отдыха самостоятельно, - считает депутат. - В таком случае продаваемый пакет услуг в отсутствие в нем транспортной составляющей перестает быть турпродуктом. Поэтому было принято решение обновить понятие туристского продукта в базовом законе о туризме".

Разрабатывая этот документ, депутаты, по его словам, хотели избежать возможных недомолвок и рисков оказания "серых услуг". Кроме того, принятие этого закона позволит поддержать развитие реестровой модели в туризме, при которой все субъекты и объекты туриндустрии проходят регистрацию в соответствующих реестрах, в результате чего весь рынок становится более предсказуемым и понятным, резюмировал глава профильного комитета.

Зампред Комитета ГД по экономполитике Сергей Алтухов тоже назвал это решение одним из ключевых для туристической отрасли. "Уточнение понятия "туристского продукта" - это далеко не просто техническая правка, а долгожданный поворот к нормализации деятельности игроков на рынке, - заявил он. - Шаг, который выведет из тени сотни честных компаний и поставит надежный заслон перед недобросовестными "серыми" турфирмачками".

По оценке депутата, прежнее определение застыло в реалиях 2000-х годов, когда турфирмы преимущественно работали с выездными турами заграницу. "Сегодня в приоритете развитие собственных, невероятных по красоте и масштабу туристических маршрутов по России. И на это есть такой же высокий спрос, - отметил он. - Это не только традиционные морские направления, но и Камчатка, Байкал, Карелия, Калининград. Новый закон создает для этого прочную правовую основу - защищает путешественников, требуя от всех, кто формирует такие пакеты, официальной регистрации в качестве туроператора, финансовых гарантий и ответственности. Это ставит барьер перед сомнительными компаниями, которые не несут ответственности за безопасность на сложных маршрутах".