Если раньше юрист использовал ИИ как "умный поиск", то сейчас агенты способны самостоятельно выполнять многоступенчатые задачи. Быстрее всего развиваются области управления жизненным циклом контрактов - проверка и анализ - правовых исследований и мониторинга комплаенс-рисков.
Игорь Епанешников, руководитель отдела стратегической аналитики red_mad_robot, рассказал, что ИИ-агенты сегодня неплохо справляются с первичным анализом и ревью документов. Например, на базе американской платформы Robin AI системы берут на себя рутинную вычитку контрактов, поиск рисков и несоответствий корпоративным правилам.
Инструменты вроде канадского Harvey дают ответы на сложные исследовательские вопросы в различных областях права и налогообложения, выполняя работу, на которую у человека уходили бы часы. Они управляют сотнями узкоспециализированных моделей для составления сложных рабочих процессов, выходящих за рамки одной большой языковой модели.
Также агенты могут помогать в составлении первых версий юридических документов, писем и претензий. Например, американский ИИ-агент GC AI создает индивидуальные документы без использования шаблонов.
"Быстрее всего развиваются направления, связанные с обработкой больших массивов данных. Это востребовано при проведении due diligence (оценки рисков). В ходе подготовки сделки агенты обрабатывают сотни документов, чтобы выявить нестандартные условия, противоречия внутренним политикам компании или юридические риски, которые можно упустить при ручной проверке", - указывает главный владелец продукта ContentCapture в Content AI Антон Хаймовский.
В странах с прецедентным правом эти технологии востребованы для анализа судебной практики. Агенты помогают юристам быстро собрать релевантные кейсы и на их основе выстроить правовую стратегию.
В комплаенсе агенты отслеживают изменения в законах и внутренних политиках компании и уведомляют об этом сотрудников.
Хаймовский отмечает, что шире применяются чат-боты для первичного юридического консультирования: клиент описывает ситуацию, система задает уточняющие вопросы, классифицирует запрос и направляет его нужному специалисту.
"Отдельно стоит отметить генерацию юридических документов. Агенты или цифровые ассистенты могут готовить черновики договоров, официальных писем, соглашений. Ключевой эффект от применения ИИ-агентов в этой сфере - это перераспределение нагрузки. Они берут на себя рутину, связанную с обработкой больших массивов данных, в то время как юристы получают возможность сосредоточиться на стратегических задачах, сложных кейсах и клиентских отношениях", - отмечает эксперт.
Судя по международной практике, ИИ-агенты уже берут на себя задачи, которые ранее выполняли начинающие юристы или ассистенты. Это сбор и систематизация судебной практики, подготовка аналитических выписок, ревью контрактов и сопроводительной документации, а также базовые операции по делопроизводству такие как классификации и архивирования документов.
Кирилл Кондратенко, заместитель генерального директора "ПравоТех", рассказал, что в первую очередь ИИ-агенты могут взять на себя компетенции, связанные с подготовкой типовых документов и их анализом. Все, что касается создания, согласования и адаптации типовых документов - соглашений о неразглашении, договоров купли-продажи, аренды, поставки - такие задачи прекрасно решаются ИИ-агентами. Сюда же относятся сравнение разных версий документов.
Второе направление - это e-discovery - компетенции, связанные с анализом большого объема документов в сжатые сроки. Чаще всего такие задачи возникают при сделках, когда компания-аудитор должна в сжатые сроки ознакомиться с историей всех соглашений поглощаемой компании, посмотреть, какие договоры актированы, не имеют актов и какие несут риски.
Также ИИ-агенты справляются с внутренними консультациями и разъяснениями для бизнеса, своего рода Legal Helpdesk. Здесь тоже высокая степень замещения, потому что ИИ-агенты и боты автономно отвечают на типовые вопросы, консультируют по самым частым вопросам и подсказывают стандартные процедуры.
При этом автоматизация требует накопленных датасетов. Это влечет за собой обязательность внедрения учетных сквозных систем автоматизации, которые пока что в юридических департаментах не стали обязательной практикой.
"Внедрение ИИ-агентов - следующий шаг после автоматизации. Традиционно юристы автоматизировались по остаточному принципу. И несмотря на бурный рост ИИ-технологий и их применение в праве, уровень цифровой зрелости в юридических департаментах все еще остается на начальном уровне", - заключает Кондратенко.

