
Как сообщил мэр Махачкалы Джамбулат Салавов, размер тарифа будет определяться муниципальными властями, а не перевозчиками. Если в 2025 году маршрутов с регулируемым тарифом насчитывалось восемь, то в 2026-м их станет 15.
"РГ" писала о том, что в Махачкале владельцы автобусов и маршруток объявили о повышении с первого декабря стоимости проезда до 40 рублей, то есть на четверть по сравнению с предыдущей ценой. Возмущенные горожане призвали мэрию повлиять на перевозчиков, и пока повышение отложили на неопределенный срок. В городской администрации отметили, что недовольны малым количеством транспорта на линиях, большими интервалами движения и низким уровнем обслуживания пассажиров, и в таких условиях повышение цены за проезд вызывает много вопросов.
Представители транспортных компаний, в свою очередь, заявили, что возросли расходы на эксплуатацию автопарка, при стоимости билета ниже 40 рублей работать приходится в убыток. И назвали, по их мнению, экономически обоснованный тариф на городских маршрутах - 80 рублей.
Председатель Дагестанского независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев рассказал корреспонденту "РГ", что при регулируемых тарифах стоимость проезда устанавливают органы власти. Это делается в первую очередь для социальной защиты населения, так как доступной цену билета удается сделать за счет дотирования из бюджета. Нерегулируемые тарифы устанавливает сам перевозчик исходя из своих затрат и рыночной ситуации, и повлиять на его решение местные власти практически не в состоянии.
По мнению Набиева, монополизация общественных перевозок в Махачкале крупными частными компаниями грозит выдавливанием с рынка работающих в этой сфере индивидуальных предпринимателей, которые могут устанавливать более гибкие и реальные тарифы.
Автоэксперт Али Магомедов пояснил корреспонденту "РГ", что городские власти могут повлиять на снижение тарифа с помощью конкуренции, создав условия для выхода на рынок новых перевозчиков. Это можно сделать, в том числе увеличив количество маршрутов с регулируемым тарифом.
- Власти также могут субсидировать социально значимые маршруты или предоставлять льготы. При проведении торгов мэрия может включить требование по тарифам, обязав победителей работать по определенным ценам, - считает эксперт.
В администрации Махачкалы пока настроены оптимистично в вопросах развития общественного транспорта. Как рассказал заместитель главы города Гаджимурад Муртузалиев, в 2025 году было закуплено 84 автобуса. Развивается безналичная оплата, устанавливаются валидаторы, при оплате проезда по QR-коду действует скидка в 10 рублей.
Однако махачкалинцы жалуются на то, что многие водители откровенно саботируют безналичную оплату. Терминалы, позволяющие оплатить проезд с помощью QR-кода, расположены так, что их трудно заметить, а часть вообще заклеена скотчем.
Заместитель мэра также отметил, что в городе создается муниципальный перевозчик, который будет обслуживать пригородные маршруты в поселки ДОСААФ, Красноармейск, Богатыревка, Новый Хушет, Пальмира, Турали и Сулак. Для размещения транспорта предприятию передается территория ликвидируемой машинно-тракторной станции в поселке Ленинкент.
Тем временем
В Махачкале принято решение ликвидировать муниципальное троллейбусное управление. Таким образом город прощается с одним из своих символов. Первый троллейбус в Махачкале был запущен 13 февраля 1973 года.
С начала 2000-х из-за хронического недофинансирования количество маршрутов постоянно уменьшалось. В последние годы в парке Махачкалинского троллейбусного управления оставалось около 50 машин, но на линию выходила лишь часть. Транспорт был изношен и часто ломался. Как заявил Джамбулат Салавов, финансовое положение муниципального предприятия было крайне неудовлетворительным, долги предприятия превысили 200 миллионов рублей.
Хотя троллейбус пользовался спросом у горожан, и несколько лет назад даже провели линию из Махачкалы в Каспийск. Так Дагестан стал одним из немногих регионов страны, где функционировала междугородняя троллейбусная сеть. Но в 2024 году перевозчик прекратил эксплуатацию троллейбусов в связи с отсутствием финансирования, и эта страница в истории махачкалинского троллейбуса оказалось закрытой.