
Соответствующие изменения планируется внести в статью 5 Закона РД "О статусе земель отгонного животноводства". Действующая редакция гласит, что "изъятие и предоставление земель государственных трасс скотопрогонов юридическим и физическим лицам в пользование для сельскохозяйственных и иных целей запрещается".
В Дагестане отгонное животноводство развито с давних времен. Ежегодно весной стада мелкого рогатого скота перегоняются за сотни километров в горы, на альпийские пастбища, богатые сочной травой. К зиме овцы проделывают обратный путь - в кошары, расположенные на равнине. Всего в регионе примерно из пяти миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения на земли отгонного животноводства, включая скотопрогонные трассы, приходится порядка двух миллионов. Они, являясь собственностью республики, имеют особый статус и не подлежат приватизации.
Общая протяженность скотопрогонных трасс в республике - около трех тысяч километров. Пути перегона овец проходят через земли десятков муниципалитетов по более чем 50 маршрутам, некоторые из которых формировались свыше полувека назад. За эти годы некоторые скотопрогонные трассы оказались внутри населенных пунктов. Тысячи гектаров были выведены из оборота, застроены коммерческими объектами и жилыми домами.
В настоящее время на землях отгонного животноводства в Дагестане появилось более 200 населенных пунктов, в которых проживает около 80 тысяч человек. При этом правового статуса у этих поселков, как и расположенных на их территории социальных объектов, нет. В стихийно образованных населенных пунктах построены школы, которые столкнулись с проблемой получения лицензии на образовательную деятельность. У людей отсутствует регистрация по месту жительства, возникают проблемы с постановкой на учет в медучреждениях и получением мест в детских садах.
Как пояснили в минимущества республики, многие участки, которые были трассами скотопрогонов, давно утратили свое назначение, но юридически до сих пор числятся как спецземли. На таких территориях много лет стоят жилые дома, хозяйственные постройки и коммерческие объекты, но оформить право собственности на них люди не могут.
"Особенно остро проблема стоит на окраинах Махачкалы, где десятилетия назад были созданы садоводческие товарищества. Например, в районе Кривой Балки участки распределялись между организациями и выдавались нуждающимся сотрудникам еще в 1980-е годы. Люди получили садоводческие книжки, аккуратно вели их, платили налоги, строили дачи и домики. Но позже им отказали в приватизации только потому, что участки юридически числятся как земли скотопрогонов, находящиеся в собственности республики", - рассказали в минимущества Дагестана.
В новой редакции закона будет прописано, в каких случаях земли фактически бывших скотопрогонов можно будет переводить в другие категории и предоставлять гражданам. После принятия нормативного акта люди получат возможность оформить право собственности на строения и землю под домом, осуществлять законные сделки с недвижимостью, смогут официально подключить водо-, газо- и электроснабжение.
Однако после того, как стало известно о данной законодательной инициативе, забеспокоились жители горных районов республики. Они высказали опасения, что начнется массовая раздача под строительство земель отгонного животноводства, что приведет к проблемам и конфликтным ситуациям. Минимущества РД после этого было вынуждено выступить со специальным разъяснением. В ведомстве отметили, что речь идет исключительно о скотопрогонных трассах, прилегающих к Махачкале, на территории которых десятки лет назад были созданы садоводческие некоммерческие товарищества.
"Эти земли фактически утратили свое первоначальное назначение, не используются по прямой функции и давно застроены жилыми и садовыми домами. Каждое решение о переводе такой земли в другую категорию будет приниматься строго при согласовании с органами местного самоуправления, на территории которых расположены указанные участки. Таким образом, речь не идет о землях отгонного животноводства. Обсуждается только правовой механизм урегулирования ситуации на тех участках, которые находятся на бывших скотопрогонных трассах и где люди фактически живут уже много лет", - пояснили в министерстве.
Сам законопроект пока находится на стадии рассмотрения, в него могут быть внесены изменения с учетом позиции жителей, экспертов и органов власти.