Почему уральские чиновники сделали тайну из строительства сельской школы

Школа в старинном уральском селе Петрокаменском прославилась на всю страну осенью 2023 года, когда федеральные телеканалы показали, как деревенские ребятишки с риском для жизни овладевают знаниями. Здание, более полувека не видевшее капитального ремонта, разваливалось на глазах. Стоило кому-то попрыгать на втором этаже, как на первом крошился потолок.
Часть ребятишек сейчас учится в здании детского сада.
Часть ребятишек сейчас учится в здании детского сада. / Светлана Добрынина/РГ

- Ученики к доске боялись выходить - на головы штукатурка сыпалась, - вспоминает мама двоих детей Анастасия.

Разговоры о необходимости обновления учебного заведения велись с 2015 года. Все понимали: строение, некогда возведенное методом самостроя, долго не продержится. На проект выделили почти девять миллионов рублей, но предлагаемые варианты, по словам Николая Кулиша, бывшего главы Пригородного района, куда входит Петрокаменское, чиновников не устроили. В итоге в 2024-м после начала учебного года, когда за парты село более 450 ребятишек, вопрос встал ребром: школу нужно сносить, иначе жертв не избежать, а детей куда-то пристраивать по временной схеме.

В ноябре с обветшавшими постройками расправились бульдозеры, а территорию обнесли забором. На этом месте в самом центре села предстояло построить новый храм знаний с современными кабинетами, просторным спортивным залом и стадионом. На исполнение контракта в бюджете предусмотрели 850 миллионов рублей. Всех - от первоклашек до выпускников -перевели на дистант. Сельчане рассчитывали, что со строительством тянуть не станут, ведь жизнь на стоп не поставишь, и потерянное время может перечеркнуть планы подрастающего поколения на будущее.

На общем собрании представители властей уверили петрокаменцев: потерпеть придется недолго. В министерстве образования региона обозначили срок сдачи - сентябрь 2026-го. Но в жизни все оказалось не столь радужно.

- Новый год на пороге, а на месте школы по-прежнему пустырь, заваленный мусором и заросший бурьяном, - вздыхает Александра Карпова, стоя перед закрытыми воротами стройплощадки.

Даже при беглом осмотре видно, что проездом давно никто не пользовался. Потрепало ветром и временем и наклеенный на заборе информационный листок о компании-подрядчике.

- Присмотритесь: на прикрепленном на ограждении плане изображена схема не школы, а некого жилищного комплекса, - негодует Александра.

Около десяти лет назад она сама отучилась в Петрокаменском, а сейчас переехала жить в соседний Нижний Тагил, но продолжает интересоваться судьбой и проблемами родного края, поскольку считает: нельзя допустить угасания малой родины. Состоятельных граждан, способных инвестировать в развитие села, в Петрокаменском пока не выросло, но землячество, готовое вместе с местными жителями наладить гражданский контроль, есть. Активисты постоянно отправляют в различные кабинеты и ведомства - от губернатора до прокуратуры - запросы по проблемным темам.

Тем более, как ни странно, в сельской администрации держать людей в курсе ситуации не торопятся. Я просмотрела официальный ТГ-канал местных чиновников за нынешний год. Он регулярно пополняется официальной информацией, но ни одного сообщения, связанного со школой - главной болевой точкой села, мне найти не удалось. Следить за тем, как обстоят дела, жителям приходится либо через щелку в заборе вокруг пустыря, либо в альтернативных чатах, где дотошные общественники выкладывают актуальные документы.

Кстати, после обращения к президенту РФ петрокаменцам пришел ответ из Москвы: "Пятого августа 2025 года вступило в силу решение государственного заказчика (Управления капитального строительства Свердловской области. - Прим. ред.) об одностороннем отказе от исполнения контракта на проектирование и строительство школы в с. Петрокаменском в связи с существенным нарушением условий его исполнения". Федеральная антимонопольная служба включила подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков - вердикт суда также доступен в чате общественников. Судьба выделенных на строительство сотен миллионов пока не ясна, но объявлено, что в четвертом квартале 2025 года должен пройти новый конкурс на разработку проектно-сметной документации. На момент подготовки этого материала подрядчика пока не определили.

А это значит, что открытие опять откладывается на неопределенный срок.

- Хорошо, если к 2030 году успеют, - вздыхают люди и прикидывают, у кого из детишек есть шанс поучиться в современных классах. Пример другого долгостроя у сельчан буквально перед глазами: капитальный ремонт ДК продолжался 10 лет вместо трех запланированных. За это время смета выросла с нескольких десятков до 205 миллионов рублей, а исполнителями работ заинтересовались правоохранительные органы.

Сейчас, по рассказам родителей, обучение явно неполноценное. У старшеклассников нет специализированных кабинетов. Провести химические или физические опыты - запредельная мечта. Даже портреты классиков негде повесить. От первоначальной идеи дистанта, к счастью, быстро отказались. Через несколько месяцев после сноса в двух детских садах сумели переделать часть помещений под классы для учеников началки, а старшеклассников разместили в стареньком многопрофильном техникуме. На фотографиях, выложенных в школьном чате, видно: тесновато ребятам, притом что учатся они в две смены.

Оценить, в каких условиях постигает науки подрастающее петрокаменское поколение, корреспонденту "РГ" не удалось. Руководство школы, несмотря на предъявление журналистского удостоверения, дорогу к классам перегородило. В прямом смысле: заместитель директора встала поперек узкого коридора безо всяких объяснений, кроме жесткого, словно я попала на секретный объект, запрета проходить дальше. Почему урок оказался закрытым и как долго история строительства школы будет скрыта завесой тайны, непонятно. А неясность всегда порождает недоверие.

Мнение

Анатолий Гагарин, доктор философии, политолог:

- Безусловно, местные власти должны рассказывать жителям, как идет реализация судьбоносных для муниципалитета проектов. И делать это следует не от случая к случаю на отчетных собраниях, а регулярно. Коммуникация крайне необходима, причем не в агрессивной, а в доброжелательной форме. Конечно, строительство школы - процесс небыстрый. По щелчку пальцев она не появится, и планы могут меняться, но за ситуацией надо следить и объяснять все людям, используя как официальные административные каналы, так и платформы общественников. Чтобы у жителей в информационном вакууме не возникало желание самостоятельно заняться расследованием.

А как у соседей?

В начале учебного года деревню Ишменево в тобольском Заболотье, труднодоступной территории Тюменской области, потряс скандал: накануне первого сентября на ремонт закрыли единственную малокомплектную школу, а 15 учеников перевели на дистанционное обучение, причем оперативно обеспечить ребят техникой для организации учебного процесса власти не смогли.

В результате проверки Тобольская межрайонная прокуратура обнаружила нарушения в деятельности районной администрации: должностные лица не озаботились обследованием технического состояния здания и не запустили его реконструкцию. В адрес и. о. главы территории внесли представление, к дисциплинарной ответственности привлекли начальника отдела образования. Ремонтные работы обещали провести до первого октября, однако открытие школы задержали - в кабинетах не высох покрашенный пол. Кроме того, строители поменяли потолочное перекрытие и укрепили фундамент, вместо печи появились батареи.

- Пока на улице было тепло, дети учились в школе, но с приходом холодов оказалось, что новая система отопления не справляется, - мощности деревенской дизельной станции не хватает. В классах было +15 градусов, поэтому ребят опять отправили на дистант. Потом случился карантин. За две четверти ученики провели в здании только месяц, - рассказали корреспонденту "РГ" родители.

Сейчас отопление налажено. Но здание все равно реанимировано не полностью - необходимо поменять окна, обшить стены, да и линолеум неплохо бы постелить.