Я подарю тебе звезду! Делимся фотографиями метеорного потока Геминиды с борта уникального самолета
Самолет, способный и подняться над слоем облаков, и удалиться от света городов... Сказка? Как бы не так!

Я подарю тебе звезду! Делимся фотографиями метеорного потока Геминиды с борта уникального самолета

"Российская газета" попала на борт уникального самолета - из Внуково к звездам
Самолет, способный и подняться над слоем облаков, и удалиться от света городов... Сказка? Как бы не так! / Сергей Михеев/РГ

Я подарю тебе звезду! Делимся фотографиями метеорного потока Геминиды с борта уникального самолета

"Российская газета" попала на борт уникального самолета - из Внуково к звездам
16.12.202515:55
Сергей Михеев
изменить размер шрифта: 1.0x
"Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас", - напевал я строчку из песни про звездных путешественников из советского фильма, пакуя багаж из трех фотоаппаратов, нескольких замысловатых штативов, фонарей сверхслабого "лунного" света и сверхпрочной клеящей ленты, не оставляющей на иллюминаторе следов. Готовлю кармашек для хранения астероида. Собираюсь к звездам. Но - по порядку.

В ночь на 14 декабря проект Astro Night при поддержке "Роскосмоса" запустил первый в истории авиарейс для наблюдения за "звездопадом" - метеорным потоком Геминиды. План полета составлен так, чтобы совместить наблюдение за метеорами и, если повезет, - за северным сиянием. Одновременно вылетели два самолета - Boeing 737-700 (обычный пассажирский) и Ту-204-100В - борт Центра подготовки космонавтов "Роскосмоса". На таком прекрасном отечественном самолете даже просто полететь - удовольствие. Выбираю именно его. Рейсы коммерческие, стоят денег - и немалых. Объясняю, в чем смысл.

Несмотря на то что Геминиды - это один из самых мощных метеорных потоков (плотность может достигать 150 метеоров в час), нет никакой гарантии, что выбранный вами час совпадет с таким пиком. Это во-первых. Во-вторых, даже при этой плотности вы можете увидеть разве что пару метеоров в минуту. И то, если сможете осмотреть все небо сразу (что маловероятно). В-третьих, размер метеора - миллиметры, это очень небольшая частица, сгорающая в верхних слоях атмосферы (даже в высоко летящий самолет она попасть не может, не долетает).

Так что "дождь" на красивом фото - это продукт объединения множества снимков, сделанных со штатива в течение многих часов. В наших средних широтах очень мало мест, в принципе пригодных для таких наблюдений, мешают застройка, индустриальная засветка и облачность. Другое дело - самолет, способный и подняться над слоем облаков, и удалиться от света городов.

"Дождь" на красивом фото - это продукт объединения множества снимков, сделанных со штатива в течение многих часов. Фото: Сергей Михеев/РГ

Вдобавок самолеты взяли курс на север, в сторону Полярного круга, что значительно улучшило наблюдение метеорного потока, а также добавило северного сияния (очень красиво "полыхало"). Светилось зеленым. Это самый частый цвет, который возникает благодаря столкновениям прорвавшихся сквозь магнитный щит Земли солнечных заряженных частиц с атомами кислорода, в результате чего испускается зеленый фотон.

Камеры в самолете должны быть надежно закреплены. Фото: Сергей Михеев/РГ

А еще на борту самолета были космонавты, которые рассказали интересные факты о работе в космосе. Например, с нами летел Олег Кононенко, Герой России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" всех степеней. Командир отряда космонавтов Роскосмоса, заместитель начальника Центра подготовки космонавтов по подготовке экипажей. Рекордсмен по времени в космосе, один из самых опытных космонавтов мира. "Я лечу к звездам не за рекордами, а потому, что это любимая работа. С детства мечтал стать космонавтом", - говорит герой.

"На антропный принцип надейся, а сам не плошай", - шутит Борис Евгеньевич Штерн - советский и российский астрофизик, сидящий в соседнем кресле. Он в полете рассказал пассажирам о том, как устроена Вселенная, все стало просто и понятно. Лекцию о метеорах и северном сиянии прочитал Станислав Короткий - научный руководитель Astro Night.

- Это наш путь изучения Вселенной, - говорят мне соседи, мама с сыном. - Нам, обывателям, космические явления очень интересны. Северное сияние видели в Мурманске, шесть часов его ждали на морозе 36 градусов. По итогам этого полета сын сделает доклад в классе!

Пролет над сияющими огнями городов тоже красив. Фото: Сергей Михеев/РГ

О фотосъемке

В самолете должен быть погашен свет, камера надежно зафиксирована у иллюминатора. Иллюминатор - закрыт от бликов. Для манипуляций с кнопками камеры - фонарик со слабым красным, не нарушающим ночное зрение, светом. Оптика - самая светосильная, 2.0 или 1.4. Камера - с модифицированной "астро-матрицей". Я использовал обычную репортерскую камеру и оптику светосилой 2.8. Выдержка при iso 8000 составила 3 секунды. Как собрать из множества кадров единый со всеми падающими звездами - пока не понимаю, поскольку, в отличие от съемки с земли, тут нет единого кадра - самолет движется. В отличие от наблюдения глазами, при помощи камер северное сияние и звезды видно лучше. Хорошо бы наладить с таких камер трансляцию для пассажиров в салон на большие экраны - зрелище впечатляющее.

Там, где невелика техногенная засветка земных городов, хорошо видно созвездие Ориона. Фото: Сергей Михеев/РГ

Я подарю тебе эту звезду!

Не все летели, вооружившись светосильной фотографической оптикой. Для многих купивших космический билет это было романтическим путешествием. Например, Руслан и Ирина отпраздновали на борту 20-летие со дня свадьбы, вместе со "звездой" Руслан вручил своей жене кольцо с розовыми бриллиантами. Данил и Елизавета отметили на высоте день рождения. Елизавета получила праздничный авиатортик.

Космические подарки получили все - в пакете с сувенирами. Самым ценным, на мой взгляд, был небольшой метеорит. Мне достался металлический, со следами плавления. Магнитится, а откуда прилетел - не говорит.