
Глава правительства собрал стратегическую сессию, чтобы подробно обсудить меры противодействия кибермошенничеству в России. С активным развитием "цифровых" технологий проблема стала носить все более острый характер. "Злоумышленники, используя информационные технологии и доверие людей, пытаются получить доступ к их личным кабинетам, к банковским счетам, завладеть имуществом, проще говоря - крадут деньги, собственность", - подчеркнул Михаил Мишустин.
По поручению президента правительство стало формировать комплексную систему противодействия киберпреступлениям. Прежде всего, создаются условия для повышения защиты от мошенников. "Введена маркировка входящих звонков от бизнеса. Теперь на экране смартфона должно высвечиваться, от какой компании они поступают", - напомнил премьер. Государственным органам, банкам, сотовым операторам, маркетплейсам запрещено информировать граждан и общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры.
"Создаем условия, чтобы люди понимали, что, если с ними пытаются связаться через такой мессенджер, представляются сотрудником, например, банка, правоохранительных органов, либо поликлиники, - им верить нельзя. И тем более нельзя сообщать пришедший код или пароль для авторизации на сайтах", - заявил председатель правительства. С августа операторы связи передают сообщения с данными, нужными для входа на портал госуслуг, только после окончания телефонного разговора, и с начала действия этой меры заблокировано свыше 13 миллионов таких СМС. "Вызовы с подмененных номеров теперь пресекаются на уровне сети и не доходят до абонента", - добавил Мишустин.
Ряд инструментов дают гражданам возможность самостоятельно обезопасить себя и свои средства. Почти 800 тысяч человек установили самозапрет на оформление новых сим-карт, свыше 20 миллионов - на получение потребительских займов. "При желании можно отказаться и от рекламных СМС-рассылок и обзвонов, которые часто применяются для навязывания сомнительных товаров и услуг, выманивания персональных данных", - дал совет глава кабинета министров.
Специальный сервис действует на портале госуслуг - "Защита от мошенников в сети". По словам Михаила Мишустина, им воспользовалось более трех миллионов человек, в том числе для подачи заявки на восстановление доступа к Госуслугам, если кто-то попытался завладеть учетной записью человека или уже это сделал.
Бизнес не остался в стороне от проблемы. Банки внедрили системы анализа операций, которые в режиме реального времени предупреждают клиентов о подозрительных операциях и останавливают их. "С помощью автоматизированных систем защиты, так называемых антифрод-систем, в прошлом году было предотвращено свыше 27 миллионов операций, совершаемых без добровольного согласия клиентов. Почти в два раза больше, чем годом ранее", - сообщил премьер-министр.
Принятые меры дают свои результаты, и впервые с июля 2025 года зафиксировано снижение количества зарегистрированных "цифровых" преступлений. "За десять месяцев их общее число уменьшилось на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а если сравнивать октябрь к октябрю, падение составляет уже почти четверть", - заявил Мишустин.
Он требует продолжать работу - защита граждан должна быть эффективной, и при этом надо создавать такие условия, при которых технологии используются для безопасности людей, а не против них. Сейчас ответственные ведомства работают над новым комплексом законодательных решений. "Планируемые мероприятия позволят усилить борьбу с цифровыми преступлениями и ускорить их расследование, а также помогут предотвратить сами случаи мошенничества", - рассчитывает Михаил Мишустин. Формируется единая государственная информационная система "Антифрод", которая обеспечит взаимодействие банков, операторов связи, цифровых платформ и правоохранительных органов. "И уже сейчас нужно приступить к подготовке следующих решений, чтобы создать широкую и действенную систему защиты граждан от обмана", - указал глава кабмина.