


Для жителей Бегомля и его окрестностей - есть такой городского типа поселок в Докшицком районе Витебской области - символом малой родины стал старый и очень красивый храм, который был тут, сколько они себя помнят. И даже если судьба увела кого-то далеко от этого места, оно всегда живет в их душах. Вот только храм этот сейчас претерпевает бедствие.
Каменная церковь Всех Святых в Бегомле была построена около 1886 года, причем и тогда она была возведена на "контурах" еще более старинного, деревянного униатского храма-предшественника. Она считалась одной из самых красивых на Витебщине. Но уже к 1930 году храм был в полном запустении, после войны в нем, в духе того времени, размещали пилораму и спиртзавод. В девяностые церковь смогли подремонтировать, тогда ненадолго восстановилась ткань времен, начались богослужения. Однако к 2006-му здание окончательно стало аварийным, и его закрыли.
И сейчас старая церковь в Бегомле практически разрушена, уже держатся одни только величественные стены, что до сих пор привлекают в этот маленький "пэгэтэ" туристов - и белорусов, и приезжающих из России. Кстати, без действующего храма поселок не остался - неподалеку не так давно выросла другая церковь. Но бегомльцы не смогли смириться с тем, что храм их детства, их предков неуклонно исчезает с лица земли. И вот уже много лет они отчаянно борются за его восстановление.
У этой борьбы есть свой отец-вдохновитель. Это молодой священник, Иоанн Сычевич, настоятель местного прихода. Вот уже не первый год он охвачен идеей восстановления храма Всех Святых. При помощи таких же энтузиастов-единомышленников Сычевич уже проделал грандиозную работу - исследовательскую, социальную и даже просто тяжелую физическую. И заручился благословением от старших духовников.
Так, например, когда он выяснил, сколь огромных денег стоило бы воссоздание проекта исходного здания, то произвел многомесячные изыскания в архивах двух стран, и ему удалось-таки найти оригинальный старинный проект, по которому строился этот храм в XIX веке. Кстати, смог он отыскать в Беларуси и "брата-близнеца" бегомльской церкви - ездил под Гродно, в деревню Турец, осматривал храм, который считается очень похожим на исчезающий бегомльский шедевр.
Энтузиасты сплотили вокруг себя и многих жителей района, и просто тех, кому небезразлична судьба этого места. Началась просветительская работа - и в соцсетях, и лично активисты рассказывают людям о том, что необходимо сделать, чтобы вернуть храм к жизни. Конечно, все упирается в деньги, в немалые. Их собирают на специально открытом благотворительном счете.
Уже идут реальные работы. Приведение территории в порядок, корчевание кустарника, камней делалось силами субботника. А вот сложный труд технических экспертов оплачивается - так, сотрудники Брестского государственного технического университета вместе с настоятелем проводили раскопки, изучали старый фундамент - он в толщину доходит до двух метров и, как выяснилось, находится в отличном состоянии. Эта большая удача. Но работы предстоят грандиозные, а траты - еще более грандиозные. Отец Иоанн постоянно находится в поисках благотворителей и соратников, ведет настоящую "информационную кампанию".
Одним из тех, кто подставил молодому священнику плечо в этой деятельности, стал доктор исторических наук, полковник Николай Печень, выходец из здешних мест. Он помнит разрушенный храм с детства - каждый день мимо него ходил в школу. Им, ребятам, было непонятно, почему храм разрушили и почему его не отстраивают.
- Бабушка рассказывала, как и она, и ее родители в этом храме крестились и венчались. Ходили и с дальних деревень, за 10-15 километров, на воскресную службу - вставали в 3 утра, чтобы к началу успеть. Шли по полевым и лесным дорогам босиком, в простой одежде, а нарядную с собой несли и надевали в укромном месте уже перед храмом. В тридцатые годы учительницей у моего отца была жена последнего священника храма, Александра Сорокина. Когда храм разрушали - священник умер, был похоронен возле храма. А вдова с сыном уехали в Ленинград, блокадники. Как-то отец даже брал меня, десятилетнего, навестить старенькую учительницу. Вот бы мне тогда больше про храм узнать... Я до сих пор пытаюсь себе ответить на вопрос, почему же так важно нам храм отстроить, ведь действительно есть же новый храм Всех Святых, тоже возведен на пожертвования. Но, думаю, даже не в проведении служб дело, потому что если веришь, то можно и простому кресту поклониться. Думаю, дело в том, что эта большая работа - в старину такой общий, дружный труд в помощь кому-то называли у нас толока - в первую очередь необходима нам самим. Она увлекает тысячи людей. И в это сложное время она так важна для нас, для наших детей. Для нашей соборности, единения вокруг своей истории, вокруг доброго дела. Для нашего общего будущего.
Если вы хотите помочь восстановлению храма, можете обратиться к отцу Иоанну Сычевичу, настоятелю храма Всех Святых в г.п.т. Бегомль.
