Рост НДС - не причина для повышения цен: Как решение КС защитит договоры на услуги ЖКХ и аренду

Юрист Смирнов: Запрет КС поднимать цены вслед за НДС коснется многих сфер
Конституционный суд запретил повышать цены по действующим договорам, ссылаясь исключительно на рост налоговой нагрузки. Эксперты считают, что это решение защитит не только бизнес, но и обычных граждан, которые платят за аренду, услуги ЖКХ и за другие услуги по долгосрочным договорам.

Высокий суд рассмотрел спор между банком ВТБ и поставщиком программного обеспечения. В 2019 году стороны заключили трехлетний договор с фиксированной ценой без НДС, так как операции с иностранным софтом на тот момент были освобождены от налогообложения. Когда в 2021 году поставщик утратил право на льготу, он потребовал от банка доплатить 141 миллион рублей - сумму НДС. На практике суды, включая Верховный, считали, что в подобной ситуации поставщик действительно вправе в одностороннем порядке увеличить цену договора на сумму налога. Однако Конституционный суд признал такой подход несправедливым (постановление Конституционного суда РФ от 25.11.25 № 41-П).

"Суд сказал, что из-за изменения НДС цена автоматически не повышается, - пояснил Вадим Зарипов, партнер МЭФ LEGAL, эксперт в области финансового права. - НДС - это часть цены, и изменение налогового законодательства само по себе не может служить основанием для изменения цены договора, согласованной сторонами. Налоговый закон адресован налогоплательщику, а им в данном случае является продавец, а не покупатель".

По словам юриста Алексея Смирнова, Конституционный суд признал, что законодатель не устанавливает правила формирования цены по длящимся договорам, заключенным с физлицами, в ситуации, когда у продавца появляется обязанность по уплате НДС.

"Законодателям поручено это исправить, а пока судьи запретили продавцам увеличивать цену, приплюсовывая к ней НДС и требовать от физлиц доплаты. Причем этот запрет носит универсальный характер и касается всех сфер: подписок, абонементов, лицензий на ПО, договоров с банками и сотовыми операторами, услуг ЖКХ, покупок на маркетплейсах и офлайн и т.д.", - уточнил Смирнов.

Вадим Зарипов добавил, что это решение создает важный прецедент, защищающий потребителей и социально значимый бизнес (малые компании, частные организации здравоохранения, образования, общественного питания, туризма) от необоснованного и непредвиденного роста расходов из-за изменений в налоговом законодательстве.

"Если у вас есть договор, например, на аренду машиноместа стоимостью 100 тысяч рублей, то ваш арендодатель, работающий по упрощенной системе налогообложения, не имеет права в одностороннем порядке повысить его цену до 105 тысяч, ссылаясь на рост НДС", - подчеркнул Зарипов.

На практике уже появляются первые решения арбитражных судов, вынесенные с опорой на позицию КС. По словам Зарипова, суды отказывают использующим УСН управляющим компаниям, которые повысили тарифы на обслуживание дома в связи с появлением у них обязанности платить НДС.

Александр Хаминский, юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, обратил внимание на актуальность решения в свете предстоящих изменений в законодательстве: "С 1 января 2026 года НДС должны будут уплачивать ранее применявшие упрощенную систему налогообложения предприниматели, в том числе оказывающие жилищно-коммунальные и иные услуги населению. В 2025 году часть таких предпринимателей с оборотом свыше 60 миллионов рублей уже стали плательщиками НДС и попытались переложить издержки на потребителей. Однако постановление Конституционного суда призвано защитить граждан от автоматического повышения цен на ранее заключенные договоры".

При этом эксперты уточняют: суд запретил одностороннее повышение цены именно со ссылкой на рост налоговой нагрузки. "Продавец теперь не вправе повышать цену в уведомительном, явочном порядке в договорах только из-за роста НДС. Но никто не может помешать ему попытаться поднять цену на 10%, 30% или на 50% - это вопрос ценообразования в рыночной экономике и готовности или неготовности покупателя согласиться с такой ценой", - отметил Зарипов.

С этим выводом согласен Михаил Старостин, арбитражный управляющий, адвокат юридической компании "Правовой совет". Он считает правильной инициативу ограничивать управляющие или энергосбытовые компании в повышении цен из-за роста НДС, однако отмечает, что все будет зависеть от практики применения новой нормы.

"Например, в долгосрочном договоре аренды предусмотрена ежегодная индексация не более чем на 10%. На практике арендодатель повышает плату на 5% или вовсе не индексирует ее. Но если арендатор откажется подписать допсоглашение о небольшом повышении для компенсации налога, арендодатель может просто использовать свое право на индексацию по максимуму - на все 10%. Таким образом, формально запрет будет соблюден, а финансовый результат для арендатора останется прежним".

По мнению Марины Ягнюковой, ведущего юриста юридической компании Taxology, особенно сильно рассматриваемое ограничение затронет В2С сегмент, работающий по системе ежемесячной оплаты: различные онлайн-сервисы, мобильные операторы, ЖКХ.

"Фактически такие компании не смогут заложить сумму "нового" НДС в стоимость реализации потребителю, являющемуся действующим пользователем", - отметила Ягнюкова. В то же время она допускает, что бизнес попробует окупить потенциальные финансовые потери повышением цен для новых пользователей.

Юрист также обратила внимание на то, что суд установил запрет в качестве временного регулирования - до включения постоянных правил в закон. Законодатель, который должен разработать соответствующие положения, может предусмотреть иной порядок или специальные исключения.