"Младенцам реабилитация может понадобиться, если они, например, не могут переворачиваться, садиться или вставать, хотя уже пора, или если ребенку диагностировали дисплазию тазобедренных суставов. Без коррекции такие нарушения могут привести к серьезным последствиям вплоть до хромоты, появления болей, ограничения движений и даже инвалидности", - рассказал "РГ" заведующий отделением, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета Алексей Решетников.
Более старшим детям врачи помогают при нарушениях осанки, врожденных и приобретенных деформациях тела, после травм и операций, при задержке речи и психомоторного развития. "Мы проводим реабилитацию детей с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, различными генетическими заболеваниями, при которых мышцы теряют свой тонус, появляются неврологические нарушения", - сказал врач.
Главный принцип - комплексный подход. В отделении работают реабилитологи, неврологи, нейропсихологи, логопеды и врачи ЛФК.
"Для нас очень важен мультидисциплинарный подход. В каждом случае специалисты совместно решают, как улучшить и движение, и речь, и эмоциональное состояние ребенка", - подчеркнула главный врач Сеченовского центра материнства и детства Эмма Грибова.
Над программами реабилитации работали специалисты двух кафедр Сеченовского университета - кафедры педиатрии и кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации. Ученые-медики комбинируют различные методики и технологии, чтобы подобрать курс реабилитации, подходящий конкретному ребенку и добиться лучших результатов. Занятия с нейропсихологом могут помочь, например, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, трудности в обучении, нарушения речи, эмоциональные проблемы. При проблемах с речью логопеды и врачи-реабилитологи работают с дыханием ребенка, артикуляцией, моторикой.
Один из современных методов - транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) определенных отделов мозга, чтобы активировать зоны, отвечающие за речь, движение, память, внимание. ТМС может понадобиться, например, при задержке речевого и психического развития, расстройствах аутистического спектра, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Чтобы сформировать здоровую походку, ребенку подбирают ортопедические стельки с помощью специального прибора - подоскопа. По отпечатку стопы можно выявить плоскостопие, деформации, зоны перегрузки и нарушений распределения давления. А на виброплатформе занимаются с детьми, страдающими разными нарушениями, включая ДЦП. Тренировка позволяет укрепить глубокие мышцы, улучшить координацию движений, баланс и походку.
В отделении также обучают родителей, чтобы они могли продолжать заниматься с ребенком дома, так как реабилитация - это всегда длительный процесс.
"Чтобы современная, научно обоснованная реабилитация стала доступной как можно большему числу детей из разных городов России, планируем создать телемедицинские программы", - рассказала главный врач центра.