Первое детское реабилитационное отделение открылось в Сеченовском университете

Впервые в Центре материнства и детства Сеченовского университета начало работать реабилитационное отделение. Здесь помогают детям с различными нарушениями здоровья: от проблем с осанкой, координацией до отклонений в психомоторном и речевом развитии.

"Младенцам реабилитация может понадобиться, если они, например, не могут переворачиваться, садиться или вставать, хотя уже пора, или если ребенку диагностировали дисплазию тазобедренных суставов. Без коррекции такие нарушения могут привести к серьезным последствиям вплоть до хромоты, появления болей, ограничения движений и даже инвалидности", - рассказал "РГ" заведующий отделением, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета Алексей Решетников.

Более старшим детям врачи помогают при нарушениях осанки, врожденных и приобретенных деформациях тела, после травм и операций, при задержке речи и психомоторного развития. "Мы проводим реабилитацию детей с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, различными генетическими заболеваниями, при которых мышцы теряют свой тонус, появляются неврологические нарушения", - сказал врач.

Главный принцип - комплексный подход. В отделении работают реабилитологи, неврологи, нейропсихологи, логопеды и врачи ЛФК.

"Для нас очень важен мультидисциплинарный подход. В каждом случае специалисты совместно решают, как улучшить и движение, и речь, и эмоциональное состояние ребенка", - подчеркнула главный врач Сеченовского центра материнства и детства Эмма Грибова.

Над программами реабилитации работали специалисты двух кафедр Сеченовского университета - кафедры педиатрии и кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации. Ученые-медики комбинируют различные методики и технологии, чтобы подобрать курс реабилитации, подходящий конкретному ребенку и добиться лучших результатов. Занятия с нейропсихологом могут помочь, например, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, трудности в обучении, нарушения речи, эмоциональные проблемы. При проблемах с речью логопеды и врачи-реабилитологи работают с дыханием ребенка, артикуляцией, моторикой.

Один из современных методов - транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) определенных отделов мозга, чтобы активировать зоны, отвечающие за речь, движение, память, внимание. ТМС может понадобиться, например, при задержке речевого и психического развития, расстройствах аутистического спектра, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Чтобы сформировать здоровую походку, ребенку подбирают ортопедические стельки с помощью специального прибора - подоскопа. По отпечатку стопы можно выявить плоскостопие, деформации, зоны перегрузки и нарушений распределения давления. А на виброплатформе занимаются с детьми, страдающими разными нарушениями, включая ДЦП. Тренировка позволяет укрепить глубокие мышцы, улучшить координацию движений, баланс и походку.

В отделении также обучают родителей, чтобы они могли продолжать заниматься с ребенком дома, так как реабилитация - это всегда длительный процесс.

"Чтобы современная, научно обоснованная реабилитация стала доступной как можно большему числу детей из разных городов России, планируем создать телемедицинские программы", - рассказала главный врач центра.

Здоровье