В Воронеже выставили религиозную графику великих русских живописцев

Эскизы Репина и Маковского, Билибина и Нестерова из частной коллекции предоставили для показа в областном музее имени И. Крамского. Проект "Невидимые нити. Христианские и исторические сюжеты в творчестве русских художников" объединил их наброски к картинам и фрескам для храмов в России и за границей.
Первым в коллекции Конькова был рисунок Михаила Нестерова "Богоматерь с младенцем". Художник рисовал углем и свинцовым карандашом.
Первым в коллекции Конькова был рисунок Михаила Нестерова "Богоматерь с младенцем". Художник рисовал углем и свинцовым карандашом. / Татьяна Ткачёва

Все работы, а их в зале около 80, - оригиналы. Нынешний владелец, московский адвокат Андрей Коньков, собирал их в течение 30 лет. Первым был рисунок Михаила Нестерова "Богоматерь с младенцем", сделанный углем на бумаге для росписи Владимирского собора в Киеве. В образе Иисуса изображена та же голубоглазая девочка из деревни Комякино, которая стала прообразом для знаменитой работы "Видение отроку Варфоломею".

- Потом я потихонечку покупал другие произведения, некоторые эскизы передвижников мне дарили. Понял, что мне как коллекционеру интересна именно тематика православной и исторической живописи. Васнецов, Серов, Лебедев, Савицкий… - рассказал "РГ" Андрей Коньков. - Я много работал в Австралии и других странах - и там тоже выкупал графику на аукционах, около десяти листов привез из-за рубежа. Было сложно все это оформить, чтобы пропустили через границу, тяжело достался нам, например, акварель Алексея Кившенко "Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г." (была создана как иллюстрация к учебнику истории. - "РГ"). Для меня коллекционирование - не инвестиция, я просто собираю то, к чему лежит душа. Раньше графика хранилась в нашем офисе, теперь путешествует по стране в составе разных выставок. Мы уже побывали с этим проектом в Курске и Липецке, в Спасском-Лутовинове в Орловской области. Впереди Пенза, Саратов, Железногорск. График расписан до 2027 года…

Часть работ принадлежит передвижникам. В середине XIX столетия картины на библейскую тему были непременным элементом обучения художников. На выставке можно увидеть, например, эскиз к картине Репина о чуде Николая Мирликийского, которая была приобретена императором для будущего Русского музея. Образ святого мастер хотел писать со Льва Толстого, но в итоге использовал черты поэта Аполлона Майкова, а в одном из осужденных угадывается писатель Дмитрий Мережковский. Среди экспонатов есть еще два произведения Ильи Ефимовича - "Христос и фарисеи" и набросок с фигурами казаков к полотну "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Кураторы из музея-заповедника "Спасское-Лутовиново" постарались расположить экспонаты так, чтобы показать духовные и художественные поиски на сломе эпох, на стыке реализма и модерна. Как всегда в кризисные моменты, на фоне нигилизма проявилась противоположная тенденция - интерес к вере и истокам.

В середине XIX столетия картины на библейскую тему были непременным элементом обучения художников

"Сакральные сюжеты становились, по сути, личными, в иконописи появлялись не характерные для нее эмоции. Религиозная композиция стала не просто молитвенным изображением, но и попыткой разобраться в себе и глубинных процессах, происходящих в обществе. Образ Христа принимался за высший идеал", - пояснили организаторы, комментируя "модерновую" часть экспозиции.

Тех же Билибина и Васнецова сегодня знают больше по "сказочным" полотнам и иллюстрациям. Но они очень серьезно изучали и византийское искусство, и древнерусское, понимали каноны иконописи. Иван Билибин в эмиграции делал эскизы фресок и мозаик для храмов в Египте и Чехии. Его манера близка к традиционной. А вот Виктор Васнецов, который стал браться за церковные проекты еще в конце XIX века, стал, по сути, реформатором в оформлении.

- Он хотел, чтобы пространство храма объединяло и консервативный простой народ, который привык молиться перед образами определенного стиля, и интеллигенцию, которой было близко светское искусство. И в эскизах для росписи храмов Киево-Печерской лавры и Владимирского собора в Киеве он использовал приемы, характерные для церковной живописи (например, обратную перспективу), но привнес в фигуры апостолов и ангелов динамику, как в обычных картинах. Причем ангелы у него очень красивы - именно так, как красивы живые человеческие лица, - отметила научный сотрудник музея-заповедника "Спасское-Лутовиново" Екатерина Корыстова.

Пока одни художники расписывали храмы, другие обращались к Древней Руси, идеализируя ее, вникали в историю церковного раскола и Смуты, искали образцы для подражания в фигурах реальных деятелей - зачастую уже сильно мифологизированных. Князь Владимир и Иван Грозный, Минин и Пожарский, боярыня Морозова - знаковые эпизоды с их участием становились способом осмыслить ход истории.

В конце XIX века был опубликован шеститомник "Древности российского государства" с рисунками оружия, костюмов, богослужебной утвари, впервые началась научная реставрация в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавре, а также Ипатьевском монастыре в Костроме. Историки заинтересовались провинциальными усадьбами, в губернских городах появились краеведческие музеи. Стали издаваться новые учебники и детские книги для чтения по русской истории - и иллюстрации к ним делали ведущие художники. Так, Петр Львов в своих работах успешно реконструировал Москву XVII века и отразил ее же, но уже в начале ХХ-го.

Наряду с работами знаменитых мастеров в подборку вошли наброски тех, чьи имена сегодня не на слуху. Николай Неврев, Андрей Рябушкин, Александра Коновалова (ученица Врубеля, которая, в отличие от него, писала не демонов, а ангелов), Иван Ижакевич, Вильгельм Котарбинский (еще один участник росписи Владимирского собора в Киеве) - все они были прекрасными рисовальщиками. Соседство их набросков с картонами Константина Маковского или Ивана Билибина помогает увидеть развитие библейской и исторической темы в русском искусстве более целостно, не как цепочку "вершин", а как единый процесс.

Контакт

Выставка "Невидимые нити" продлится до 8 февраля 2026 года. Адрес музея: Воронеж, пр-т Революции, 18. Тел.: +7 (473) 255-38-67.